Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8072Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития 123

Авдеева Н.Н., кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования" , ФБОУ ВО МГГПУ, Москва, Россия, nnavdeeva@mail.ru

Аннотация

В статье приводятся данные исследования особенностей взаимодействия матерей с детьми раннего возраста с нормальным развитием и задержкой речевого развития (ЗРР). Предполагалось, что различия могут проявляться в особенностях детско-материнской привязанности, характере эмоционального и предметно-практического взаимодействия, а также в образе ребенка у матери. Были обследованы 40 детей (20 — с нормативным развитием и 20 — с ЗРР), а также их матери. В ходе исследования использовались: опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И.Захаровой; родительское сочинение «Мой ребенок» (форма незавершенных предложений) А.А.Шведовской; проба на совместную деятельность (авторская модификация «Архитектор-строитель»); анкетирование матерей для ретроспективной оценки типа привязанности ребенка к матери; стандартизированное наблюдение взаимодействия и проявлений привязанности ребенка к матери. Результаты исследования показали, что в группе матерей и детей с нормальным развитием преобладает надежная привязанность ребенка к матери. Матери имеют адекватный образ ребенка; проявляют чувствительность, эмоциональное принятие, способность к позитивному эмоциональному взаимодействию с ребенком; эмоциональное общение гармонично сочетается с деловым. В группе матерей и детей с ЗРР преобладает ненадежная привязанность; для матерей характерен неадекватный образ ребенка, сниженная чувствительность к проявлениям ребенка во взаимодействии, негативные чувства, неумение воздействовать на состояние ребенка, дисгармоничность делового и межличностного общения, совместная деятельность является малопродуктивной.

Ссылка для цитирования

Подкаст

Авдеева Н.Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития

Фрагмент статьи

Отставание в развитии речи является одной из актуальных проблем, связанных с развитием ребенка, т.к. в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста в России страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Термин «задержка речевого развития» применяется для описания раннего речевого развития детей, у которых отклонения от нормального речевого развития достаточно выражены, а тип речевого нарушения еще не определен.

Литература
  1. Авдеева Н.Н. Личностно-ориентированное взаимодействие персонала с воспитанниками дома ребенка, как условие социально-эмоционального развития детей // Психологическая наука и образование.2011.№ 1.С.5—15.
  2. Александрова Л.Ю. Семейная речевая среда как условие гармоничного присвоения вербального опыта детьми младенческого и раннего возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.2009.№ 11.С. 5—20.
  3. Баенская И.А., Выродова Ю.А., Разенкова Е.Р. Научитесь общаться с младенцем: пособие для родителей.М.: Просвещение, 2008.128 с.
  4. Боулби Дж. Привязанность: пер.с англ.М.: Гардарики, 2003.477 с.
  5. Бурменская Г.В, Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно- психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.480 с.
  6. Гаврилушкина О.П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГППУ.URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/ RvDS012003/GPK-019.HTM (дата обращения: 01.11.2018)
  7. Грищенко А.Н., Романенко Н.И., Трошина Е.В., Щиброва Е.П. Сравнительное исследование взаимодействия матерей с детьми раннего возраста с нормальным психическим развитием, задержками речевого развития, ранним детским аутизмом: Дипл.работа на факультете повышения квалификации МГППУ.М., 2011.150 с.
  8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении СПб.: Питер, 2009.320 с.
  9. Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю. Коммуникативное поведение матери как фактор развития общения у детей с синдромом Дауна // Psychology in Russia: State of the Art.2018.№ 3.URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/pdf/2018_3/ psych_3_2018_8_Rasenkova.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
  10. Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить [Электронный ресурс] // Рубрика: От 1 до 3 лет.URL:: http://www.psyparents.ru/read/articles/2456/ (дата обращения: 01.11.2018).
  11. Шведовская А.А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско- родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика.2005.№ 4.С.70— 103.
  12. Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред.Р.Ж.Мухамедрахимова.СПб.: Изд-во С.-Петерб.Ун-та, 2008.312 с.
  13. Handbook of attachment.Theory, Research and Clinical Application / Ed.by J.Cassidy&Ph.R.Shaver — New York, London, 2008, 975 р.
  14. Stern D.N. The first relationship: Infant and mother.Cambridge, Mass.: Harvard University Press.1977.180 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика