Формирование ценностных ориентаций подростков музыкой народов мира

684

Аннотация

Обсуждается воспитательный аспект формирования ценностных ориентаций подростков средствами музыки народов мира. Представлены различные взгляды на исследуемую проблему, раскрывается сущность понятия «ценностные ориентации личности», рассматриваются педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков в области музыки народов мира, а также личностно-ориентированные воспитательные технологии. Акцентируется внимание на реализации авторского метода «актуализации ценностей», который основывается на последовательном использовании лучших образцов народной музыки в современной интерпретации. Отмечается, что при работе с подростками необходимо руководствоваться их музыкальными интересами и потребностями, рекомендуется использовать народную музыку в современной обработке, в частности фолк-рок, фолк-поп, и постепенно расширять ценностные ориентиры в области народной музыки. Приводятся примеры форм работы по формированию ценностных ориентаций подростков средствами музыки народов мира. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что формирование ценностных ориентаций подростков в музыке народов мира эффективно, если в этом процессе используются личностно-ориентированные воспитательные технологии, способствующие усвоению и реализации в деятельности подростков всего спектра разножанровой музыки разных народов, при условии гуманизации и демократизации воспитательного процесса.

Общая информация

Ключевые слова: ценностные ориентации, подростки, музыка народов мира, педагогические условия, воспитательные технологии

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240203

Для цитаты: Фурсенко Т.Ф. Формирование ценностных ориентаций подростков музыкой народов мира // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 29–36. DOI: 10.17759/pse.2019240203

Фрагмент статьи

Проблема формирования ценностных ориентаций подростков занимает одно из центральных мест в системе эстетического воспитания, она тесно связана с воспитанием личности в целом, а также с отношением школьников к ценностям музыкального искусства. Эффективным средством воспитания является музыка, в которой содержатся веками накопленные ценности целых поколений разных народов.

Литература

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.Москва-Ленинград: Музыка, 1973.143 с.
  2. Коваль Т.В.Украинский фольклор как средство формирования музыкальной культуры будущих учителей начальной школы // Научные записки.Вып.15.Винница: ВГПУ, 2005.С.26—27.
  3. Крымгужина З.З.Народная музыка как фактор воспитания духовности школьников в системе общего музыкального образования.Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография / Под ред.И.В.Андулян.Уфа: Аэтерна, 2017.С.52—73.
  4. Рудницкая О.П.Украинское искусство в поликультурном пространстве: книга для учителя.Киев: Еке Об, 2000.208 с.
  5. Фурсенко Т.Ф.Подготовка будущего учителя музыки к формированию музыкального интереса подростков в области народной музыки // Проблемы современного педагогического образования: Сб.научных трудов.Выпуск 55.Ч.2.Ялта: РИО ГПА, 2017.С.304—310.
  6. Шерматова Х.К. Народная музыка как средство музыкально-эстетического воспитания школьников // Сб.научных трудов ІІ Международной научно-практической конференции «Юность и знания — гарантия успеха — 2015» (г.Курск, 01—02 октября 2015 г.) / Отв.ред.А.А.Горохов.В 2 т.Т.1.Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2015.С.318—320.

Информация об авторах

Фурсенко Татьяна Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского, Ялта, Россия, e-mail: olga_fursenko@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1474
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 684
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3