Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8289Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников 230

Казакова Е.В., кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Высшаей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, kaz-elena10@yandex.ru
Соколова Л.В., доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологии человека и биотехнических систем, Высшая школа естественных наук и технологий, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, sluida@yandex.ru

Аннотация

Приводятся результаты исследования влияния неблагоприятных социально-экономических факторов предшкольного периода развития на характеристики школьной адаптации первоклассников г.Архангельска. В исследовании приняли участие 193 первоклассника в возрасте 7—8 лет. В работе применен комплекс из шестнадцати методик, позволяющих подойти к описанию основных компонентов школьной адаптации: когнитивного, эмоционального, эмоционально-поведенческого, поведенческого. Для обнаружения социально- экономических факторов риска был использован анализ результатов, полученных с помощью методики «Социальный паспорт семьи». Статистический анализ проводился с применением методов описательной статистики, корреляционного и пошагового дискриминантного анализа. Выделены следующие наиболее часто встречаемые факторы социально-экономического неблагополучия: резкие перемены в жизни ребенка, несоответствие расчетным величинам социальной нормы проживания семьи, злоупотребление родителями алкоголем и курением, неполные семьи. Показано, что неблагоприятные социально-экономические факторы предшкольного периода развития ребенка оказывают неоднозначное влияние на характеристики школьной адаптации, однако, являются существенным риском для проявления всех ее компонентов.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00348).

Благодарности

Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за содействие в проведении исследования администрации, педагогам и психологам общеобразовательных школ № 50 и № 9 г.Архангельска.

Фрагмент статьи

В ряде современных исследований показано, что детский организм чрезвычайно чувствителен к негативным воздействиям окружающей среды, в том числе и со стороны общества. Наибольший интерес вызывают факторы, усложняющие процесс «приспособления» первоклассника к школьной жизни (школьной адаптации).

Литература
  1. Агеева Л.Ф., Вольтов А.В., Купреничева Т.В. и др.Исследование комфортности и безопасности условий обучения: диагностический портфель.Серия «Здоровье в школе».Вып.4.СПб.: ГБС(К)ОУ школа-интернат 2013.№ 9.93 с.
  2. Александров Д.А., Ахутина Т.В., Бугрименко Е.А. и др.Бедность и развитие ребенка / Под ред.Д.А. Александрова, В.А.Иванюшиной, К.А. Маслинского.М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015.392 с.
  3. Александровская Э.М. Социально- психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред.С.М.Громбаха.М.: Медицина, 1988.С.35—37.
  4. Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения.2015.№ 19.С.342—345.
  5. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум.Красноярск: Литера-принт, 2009.237 с.
  6. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области.2016.Т.2.№ 1 (12).С.7—10.
  7. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов.М.: Новая школа, 1996.48 с.
  8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.214 с.
  9. Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска — актуальная проблема современного общества // Вестник Казанского технологического университета.2007.№ 5.С.195—198.
  10. Дементьева И.Ф. Факторы риска развития детства в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов.2016.Т.16.№ 2.С.285—294.
  11. Джос Ю.С., Депутат И.С., Рысина Н.Н. Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения и расстройствами поведения // Экология человека.2011.№ 7.С.38—47.
  12. Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2016.Т.5.№ 3.С.59—65.doi: 10.17759/ jmfp.2016050307
  13. Желтобрюх С.А.Школьная адаптация и самосознание младшего школьника как междисциплинарная проблема.Гжель: Гжельский государственный университет, 2016.С.333—336.
  14. Иовлева Н.Н., Сороко С.И. Влияние социальных факторов на личностно-психологическую адаптацию и функциональную адаптацию, и функциональное состояние ЦНС детей—северян // Российский физиологический журнал им.И.М. Сеченова.2015.Т.101.№ 6.С.731—744.
  15. Конева Е.В., Русанова Л.С., Сарымсакова Д.И. и др.Семейная среда и речевое развитие // Вестник Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.Серия Гуманитарные науки.2018.№ 4 (46).С.81—85.
  16. Котова С.А., Самойлюк О.В. Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы // Вестник практической психологии образования.2017.Т. 52.№ 3.С.77—82.
  17. Литвиненко Н.В., Солнышкина И.В. Диагностика факторов социальной дезадаптации младших школьников к образовательной среде школы // Успехи современной науки и образования.2017.Т. 9.№ 4.С.128—130.
  18. Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С., Загуменнова Л.В. Структура эмоциогенной среды в процессе перехода ребенка от дошкольного к школьному образованию // Воспитание и обучение детей младшего возраста.2016.№ 5.С.718—719.
  19. Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа.2009.№ 1.С.39—44.
  20. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций.Типология развития: монография.СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.176 с.
  21. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико- социальных причин формирования отклонений в здоровье: метод.рекомендации (утв.Госкомсанэпиднадзором РФ 17.03.1996 № 01-19/31- 17) [Электронный ресурс] // URL: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-fv/med-wqzuh/index.htm (дата обращения: 30.05.2017).
  22. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.В помощь учителю начальных классов.Томск: «Пеленг», 1993.61 с.
  23. Семенова З.Ф., Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты.Методика «Дом — Дерево — Человек».М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.190 с.
  24. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии.2012.№ 4.С.23—31.
  25. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка.105 психологических тестов.СПб.: Речь, 2007.304 с.
  26. Шерина И.О., Адашкевич Т.А. Семья как фактор социально-психологической адаптации в условиях новой концепции стандартов начального общего образования // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики».Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.С.282—284.
  27. Ясюкова Л.А.Методика определения готовности к школе.Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе.СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999.184 с.
  28. Fan F., Su L., Gill M.K., Birmaher B. Emotional and behavioral problems of Chinese left-behind children: a preliminary study // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol.2010 45(6):655—64.doi: 10.1007/s00127-009-0107-4.
  29. Hosokawa R., Katsura T. Effect of socioeconomic status on behavioral problems from preschool to early elementary school — A Japanese longitudinal study // PLoS One.2018.24;13(5):e0197961.doi: 10.1371/ journal.pone.0197961.
  30. Lima J.I., Caughy M., Nettles S.M., O’Campo P.J. Effects of cumulative risk on behavioral and psychological well-being in first grade: moderation by neighborhood context // Soc Sci Med.2010.71(8):1447-54.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика