Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 2. С. 59–71
doi:10.17759/pse.2019240206
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: школьная адаптация, социально-экономические факторы риска, дезадаптация, первоклассники
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240206
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00348).
Благодарности. Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за содействие в проведении исследования администрации, педагогам и психологам общеобразовательных школ № 50 и № 9 г.Архангельска.
Для цитаты: Казакова Е.В., Соколова Л.В. Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 59–71. DOI: 10.17759/pse.2019240206
Фрагмент статьи
В ряде современных исследований показано, что детский организм чрезвычайно чувствителен к негативным воздействиям окружающей среды, в том числе и со стороны общества. Наибольший интерес вызывают факторы, усложняющие процесс «приспособления» первоклассника к школьной жизни (школьной адаптации).
Литература
-
Агеева Л.Ф., Вольтов А.В., Купреничева Т.В. и др.Исследование комфортности и безопасности условий обучения: диагностический портфель.Серия «Здоровье в школе».Вып.4.СПб.: ГБС(К)ОУ школа-интернат 2013.№ 9.93 с.
-
Александров Д.А., Ахутина Т.В., Бугрименко Е.А. и др.Бедность и развитие ребенка / Под ред.Д.А. Александрова, В.А.Иванюшиной, К.А. Маслинского.М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015.392 с.
-
Александровская Э.М. Социально- психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред.С.М.Громбаха.М.: Медицина, 1988.С.35—37.
-
Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения.2015.№ 19.С.342—345.
-
Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум.Красноярск: Литера-принт, 2009.237 с.
-
Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области.2016.Т.2.№ 1 (12).С.7—10.
-
Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов.М.: Новая школа, 1996.48 с.
-
Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.214 с.
-
Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска — актуальная проблема современного общества // Вестник Казанского технологического университета.2007.№ 5.С.195—198.
-
Дементьева И.Ф. Факторы риска развития детства в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов.2016.Т.16.№ 2.С.285—294.
-
Джос Ю.С., Депутат И.С., Рысина Н.Н. Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения и расстройствами поведения // Экология человека.2011.№ 7.С.38—47.
-
Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2016.Т.5.№ 3.С.59—65.doi: 10.17759/ jmfp.2016050307
-
Желтобрюх С.А.Школьная адаптация и самосознание младшего школьника как междисциплинарная проблема.Гжель: Гжельский государственный университет, 2016.С.333—336.
-
Иовлева Н.Н., Сороко С.И. Влияние социальных факторов на личностно-психологическую адаптацию и функциональную адаптацию, и функциональное состояние ЦНС детей—северян // Российский физиологический журнал им.И.М. Сеченова.2015.Т.101.№ 6.С.731—744.
-
Конева Е.В., Русанова Л.С., Сарымсакова Д.И. и др.Семейная среда и речевое развитие // Вестник Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.Серия Гуманитарные науки.2018.№ 4 (46).С.81—85.
-
Котова С.А., Самойлюк О.В. Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы // Вестник практической психологии образования.2017.Т. 52.№ 3.С.77—82.
-
Литвиненко Н.В., Солнышкина И.В. Диагностика факторов социальной дезадаптации младших школьников к образовательной среде школы // Успехи современной науки и образования.2017.Т. 9.№ 4.С.128—130.
-
Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С., Загуменнова Л.В. Структура эмоциогенной среды в процессе перехода ребенка от дошкольного к школьному образованию // Воспитание и обучение детей младшего возраста.2016.№ 5.С.718—719.
-
Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа.2009.№ 1.С.39—44.
-
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций.Типология развития: монография.СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.176 с.
-
Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико- социальных причин формирования отклонений в здоровье: метод.рекомендации (утв.Госкомсанэпиднадзором РФ 17.03.1996 № 01-19/31- 17) [Электронный ресурс] // URL: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-fv/med-wqzuh/index.htm (дата обращения: 30.05.2017).
-
Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.В помощь учителю начальных классов.Томск: «Пеленг», 1993.61 с.
-
Семенова З.Ф., Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты.Методика «Дом — Дерево — Человек».М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.190 с.
-
Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии.2012.№ 4.С.23—31.
-
Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка.105 психологических тестов.СПб.: Речь, 2007.304 с.
-
Шерина И.О., Адашкевич Т.А. Семья как фактор социально-психологической адаптации в условиях новой концепции стандартов начального общего образования // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики».Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.С.282—284.
-
Ясюкова Л.А.Методика определения готовности к школе.Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе.СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999.184 с.
-
Fan F., Su L., Gill M.K., Birmaher B. Emotional and behavioral problems of Chinese left-behind children: a preliminary study // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol.2010 45(6):655—64.doi: 10.1007/s00127-009-0107-4.
-
Hosokawa R., Katsura T. Effect of socioeconomic status on behavioral problems from preschool to early elementary school — A Japanese longitudinal study // PLoS One.2018.24;13(5):e0197961.doi: 10.1371/ journal.pone.0197961.
-
Lima J.I., Caughy M., Nettles S.M., O’Campo P.J. Effects of cumulative risk on behavioral and psychological well-being in first grade: moderation by neighborhood context // Soc Sci Med.2010.71(8):1447-54.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2151
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 856
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1