Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности развития социально-коммуникативных компетенций младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) 242

Егорова М.А., кандидат педагогических наук, доцент факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, egorovama@mgppu.ru
Заречная А.А., старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, anego@bk.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей социально-коммуникативных компетенций у детей 7—8 лет с задержкой психического развития в совместной деятельности: способности договариваться, распределять действия, придерживаться замысла, разрешать конфликты. Определены принципы проектирования образовательной среды для детей с задержанным психическим развитием в условиях общеобразовательной школы в соответствии с особенностями развития их социально-коммуникативных компетенций и ориентацией на задачи, поставленные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Обращается внимание на то, что специально организуемые условия как система специфических целенаправленных мер, обеспечивающих динамику, целостность, технологичность и продуктивность процесса развития социально-коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР, включают: построение развивающей образовательной среды, планирование и реализацию занятий, основанных на организации совместной деятельности детей в парах и малых группах, мониторинг, сопровождение и оценку уровня развития у них коммуникативных знаний, умений и личностных качеств.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — Стандарт) положены деятельностный и дифференцированный подходы, реализация которых предполагает наряду с овладением детьми содержанием образования также их личностное развитие в соответствии с требованиями современного общества, что, по мнению разработчиков Стандарта, обеспечит возможность успешной социализации и социальной адаптации детей с атипией развития. Согласно нормативному документу, основная цель и результат начального общего образования обучающихся с ОВЗ — это общекультурное и личностное развитие, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Литература
  1. Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т.Т. 4.Детская психология.М.: Педагогика, 1983.432 с.
  2. Заречная А.А.Психологические условия развития коммуникативной компетентности у детей 6—8 лет с разным темпом психического развития: Автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2018.25 с.
  3. Конокотин А.В. Обзор психологических исследований по проблеме организации социальных взаимодействий учащихся в инклюзивных классах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2018.Т.7.№ 1.С.45—52.doi:10.17759/ jmfp.2018070105
  4. Обухова Л.Ф. Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2010.№ 5.URL: http://psyedu.ru/ journal/2010/5/Obuhova.phtml (дата обращения: 11.04.2019).
  5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847) [Электронный ресурс] // URL: http://pbprog.ru/documents/documents_element.php?ELEMENT_ ID=3247 (дата обращения: 11.04.2019).
  6. Психическое развитие младших школьников / Под ред.В.В.Давыдова.М.: Педагогика, 2002.210 с.
  7. Рубцов В.В. Акмеологические модели развития детей в обучении // Акмеология.2005.№ 1.С.17— 20.
  8. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования.М.: МГППУ, 2008.416 с.
  9. Рубцов В.В. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы / В.В. Рубцов, А.А.Марголис, В.А.Гуружапов // Культурно-историческая психология.2010.№ 4.С. 62—68.
  10. Belland B.R., Glazewski K.D., Ertmer P.A. Inclusion and Problem-Based Learning: Roles of Students in a Mixed-Ability Group [Электронный ресурс] // RMLE Online.2009.Vol.32(9).P.1—19.URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ EJ858823.pdf (дата обращения: 11.04.2019).
  11. Fitch E.F., Hulgin K.M. Achieving inclusion through CLAD: Collaborative Learning Assessment through Dialogue [Электронный ресурс] // International Journal of Inclusive Educational.2013.Vol.12 (4).P.423—439.doi:10.1080/13603110601121453
  12. CGT Éduc’action — Cahier syndical [Электронный ресурс].AESH, 12.2015 // URL: https://www.cgtr-educaction.com/attachment/626407/ (дата обращения: 11.04.2019).
  13. Klavina А., Martin E. Block The Effect of Peer Tutoring on Interaction Behaviors in Inclusive Physical Education [Электронный ресурс] // Adapted Physical Activity Quarterly.2008.Vol.25 (2).P.132—158.doi=1 0.1.1.917.6099&rep=rep1&type=pdf
  14. Mavrou K. Examining peer acceptance in verbal and non-verbal interaction during computer-supported collaborative learning: implications for inclusion [Электронный ресурс] // International Journal of Inclusive Educational.2012.Vol.16 (2).P.119—138.doi:10.1080/13603111003671657
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика