Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы 247

Гордеева Т.О., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, tamgordeeva@gmail.com
Сычев О.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник, Управления научно-исследовательской деятельности, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина», Бийск, Россия, osn1@mail.ru
Лункина М.В., аспирант, факультета психологии, Московский государственный университет им. Ломоносова, Москва, Россия, marusamendelevich@gmail.ru

Аннотация

Представлены материалы исследования внутренних и внешних предикторов благополучия младших школьников. Авторы обращают внимание на то, что цели современного образования выходят за рамки овладения когнитивными навыками, компетенциями и знаниями. Не менее важным результатом образования становится школьное благополучие ребенка, его позитивное отношение к учебе, школе, учителям, собственному потенциалу (внутренние и внешние предикторы благополучия младших школьников). С помощью структурного моделирования оценивался характер взаимосвязей между системой обучения (развивающее — традиционное), удовлетворенностью отношениями с учителями, внутренними и внешними типами учебной мотивации и школьным благополучием младших школьников с целью выявления его возможных источников. Результаты показывают, что благополучие младших школьников (N = 1006) определяется позитивным вкладом автономной мотивации и негативным — внешней контролируемой мотивации, задаваемой требованиями и контролем со стороны учителей и родителей. Полученные данные свидетельствуют также о том, что существенную роль в школьном благополучии и автономной мотивации играют отношения с учителем, его восприятие ребенком как интересной личности, готовой помочь и поддержать в процессе учения. Результаты структурного моделирования подтверждают, что программы развивающего обучения, по сравнению с программами традиционного обучения, также вносят вклад в школьное благополучие и учебную самооценку младших школьников. Практический смысл исследования заключается в том, чтобы учитывать роль как собственно психологических (мотивация познания и саморазвития, идентифицированная мотивация), так и педагогических факторов (роль личности учителя и системы обучения) в поддержании благополучия младших школьников.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-00386 «Внутренняя и внешняя мотивация школьников, обучающихся по разным образовательным программам».

Фрагмент статьи

В прошлом исследования эффективности школ были сосредоточены на когнитивных результатах, таких как достижения в изучении родного/иностранного языка, математики и естественных наук (STEM).В настоящее время обществом признается, что цели образования выходят за рамки овладения базовыми когнитивными знаниями и навыками; некогнитивные результаты, такие как благополучие школьников, также важны и рассматриваются как образовательные цели сами по себе.

Литература
  1. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии.2013.№ 1.C. 35—45.
  2. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников / О.А.Сычев, Т.О.Гордеева, М.В.Лункина, Е.Н.Осин, А.Н.Сиднева // Психологическая наука и образование.2018.№ 6.C.5—15.doi: 10.17759/pse.2018230601.
  3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство.М.: Медицина, 1970.215 с.
  4. Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: Americans’ perceptions of life quality.Social indicators of well-being.New York: Plenum Press, 1976.455 p.
  5. Children’s subjective well-being: International comparative perspectives / J.Bradshaw, A.Keung, G.Rees, H.Goswami // Children and Youth Services Review.2011.Vol.33(4).P.548—556.doi: 10.1016/j.childyouth.2010.05.010.
  6. Evaluating the Dimensionality of Self-Determination Theory’s Relative Autonomy Continuum / K.M.Sheldon, E.N.Osin, T.O.Gordeeva, D.D.Suchkov, O.A.Sychev // Personality and Social Psychology Bulletin.2017.Vol.43 (9).P.1215—1238.doi: 10.1177/0146167217711915.
  7. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Sidneva A.N., Pshenichniuk D.V. Academic Motivation of Elementary Schoolchildren in Two Educational Systems: Еffects of Developmental Education // Psychology in Russia: State of the Art.2018.№ 4.P.22—39.doi: 10.11621/ pir.2018.0402
  8. Hoge D., Smit E., Hanson S. School Experiences Predicting Changes in Self-Esteem of Sixth- and Seventh-Grade Students // Journal of Educational Psychology.1990.Vol.82 (1).P.117—127.
  9. Mikulincer M., Shaver P. Mental representations and attachment security // Interpersonal cognition / In Baldwin M.(ed.) NY, London: Guilford Press, 2005.P. 233—266.
  10. Opdenakker M.-C., Van Damme J. Effects of schools, teaching staff and classes on achievement and well-being in secondary education: Similarities and differences between school outcomes // School effectiveness and school improvement.2000.Vol. 11 (2).P.165—196.
  11. Reddy R., Rhodes J.E., Mulhall P. The influence of teacher support on student adjustment in the middle school years: a latent growth curve study // Development and Psychopathology.2003.Vol.15 (1).P.119—138.doi: 10.1017/S0954579403000075.
  12. Reynolds C.R., Elliott S.N., Witt J.C. School psychology: Essentials of theory and practice.New York: John Wiley and Sons, Inc., 1984.
  13. Roeser R.W., Eccles J.S., Sameroff A.J. Academic and emotional functioning in early adolescence: Longitudinal relations, patterns, and prediction by experience in middle school // Development and Psychopathology.1998.Vol.10 (2).P.321—352.
  14. Ryan R.M., Connell J.P. Perceived locus of causality and internalization: examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology.1989.Vol.57 (5).P.749—761.doi: 10.1037//0022-3514.57.5.749.
  15. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness.Self-determination theory.New York: The Guilford Press, 2017.756 p.
  16. Subjective well-being and academic achievement: A meta-analysis / S.Bücker, S.Nuraydin, B.A. Simonsmeier, M.Schneider, M.Luhmann // Journal of Research in Personality.2018.Vol.74.P.83—94.doi: 10.1016/j.jrp.2018.02.007
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика