Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Талантливый исследователь развивающего обучения (к 100-летию со дня рождения Г.И. Минской) 126

Исаев Е.И., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии, факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru
Ежкова Н.С., доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, Тула, Россия, egkovanc@mail.ru
Пазухина С.В., доктор психологических наук, доцент кафедры педагогики, заведующий кафедрой психологии и педагогики, факультет психологии, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия, pazuhina@tspu.tula.ru
Подкаст

Исаев Е.И. Талантливый исследователь развивающего обучения (к 100-летию со дня рождения Г.И. Минской)

Полный текст

23 сентября 2019 года исполняется 100 лет со дня рождения Галины Ивановны Минской — известного ученого-психолога, талантливого педагога, яркой личности, сотрудника научно-исследовательского коллектива по разработке практики развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова.

Г.И. Минская родилась в с. Караичное Волчанского района Харьковской области. В 1924 году вместе с родителями переехала в г. Мелитополь Запорожской области. После окончания в 1934 году Мелитопольской фабрично-заводской семилетки и подготовительных курсов поступила в Мелитопольский государственный педагогический институт на физико-математический факультет. В 1938 году была принята на работу в Мелитопольский библиотечный техникум в качестве преподавателя математики и физики. В этом же году поступила на заочное отделение литературного факультета Мелитопольского государственного педагогического университета.

В августе 1941 года была эвакуирована в г. Хасавюрт в качестве медсестры эвакогоспиталя. С 1942 по 1945 гг. жила и работала в городах Хабаровске и Владивостоке (по месту службы мужа) заведующей библиотекой и преподавателем русского языка на курсах повышения квалификации офицерского состава. В 1945 году вернулась в родной Мелитополь и начала работу в педагогическом институте ассистентом на кафедре педагогики и психологии. В 1946 году в связи с демобилизацией мужа из РККА переехала в г. Тулу и была принята на работу в Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого ассистентом на кафедру педагогики и психологии, в котором проработала более 60 лет.

Долгие годы она оставалась ведущим психологом, лидером общества психологов Тульской области. Она создала на тульской земле целый ряд экспериментальных площадок и стала для многих педагогов и психологов Учителем и наставником. До конца своей жизни она сохранила верность своим научным интересам, связанным с развитием мышления детей-дошкольников, теоретического мышления школьников, проблемами развития когнитивных действий и т.д.

Научная деятельность Г.И. Минской началась в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР .Под руководством А.В. Запорожца в декабре 1954 года Галина Ивановна успешно защитила кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Переход от наглядно- действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста». На основе серии формирующих экспериментов с детьми дошкольного возраста (участвовали 160 детей 3—7 лет) г. Москвы и г. Тулы было доказано, что в дошкольном возрасте все формы мышления — наглядно-действенное, наглядно-образное и дискурсивное — формируются в выделенной последовательности и в неразрывной связи друг с другом. Было выявлено, что условием перехода от одной формы мышления к другой является использование опыта, приобретенного в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности, на основе которой были достигнуты практические результаты. При этом важное значение имеют содержание и форма ориентировочно- исследовательской деятельности. В процессе практического действия с предметами у ребенка складываются более высокие формы ориентировки — от примитивно-хаотической к зрительно-двигательной и далее — к чисто зрительной.

Другим условием перехода на следующую ступень развития мышления выступает речевое общение ребенка с взрослым в процессе практического решения задач. Поэтому специальная организация взрослыми ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка в сочетании с актуализацией речевого общения между участниками совместного действия приводит к значительному повышению эффективности решения задач, что, в свою очередь, обеспечивает успешность перехода от одной формы мышления к другой. Был сделан важный научный вывод, что наиболее эффективным способом обучения ребенка новому действию является организация взрослым полноценной ориентировки ребенка в задании.

Полученные Г.И. Минской научные результаты исследования детского мышления получили мировое признание. В одном из своих выступлений выдающийся психолог Ж. Пиаже высоко оценил исследование Г.И. Минской, а выявленные ею условия развития мышления в дошкольный период жизни обозначил как «эффект Минской».

В этом же 1954 году Галине Ивановне Минской была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии).Будучи преподавателем Тульского педагогического университета, Галина Ивановна в течение многих лет активно участвовала в работе Лаборатории психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР, руководителем которой был А.В. Запорожец. Она часто выступала на конференциях, участвовала в дискуссиях по актуальным проблемам психологии детства.

В 1959 году Галина Ивановна Минская — активный участник широкомасштабного эксперимента по разработке модели развивающего обучения, возглавляемого Д.Б. Элькониным. Для получения достоверных результатов лонгитюдного генетико-моделирующего эксперимента было организовано обучение младших школьников по разработанным научным коллективом программам в нескольких школах страны. Одной из таких школ была определена школа № 11 г. Тулы. Для решения теоретико-экспериментальных задач Г.И. Минская создала Лабораторию психологии младших школьников при ТГПУ им. Л.Н. Толстого. На протяжении четверти века под ее руководством в школе № 11 проводилась большая исследовательская работа. Областью научных исследований Г.И. Минской в рамках эксперимента стала тема решения задач с буквенными данными, что в тот период развития отечественной начальной школы было поистине революционным шагом.

Экспериментальная работа на уроках математики в начальной школе позволила Г.И. Минской сделать ряд важных выводов.

1.Обучение решению задач с буквенными данными на уроках математики должно заключаться в постижении структуры зависимостей, содержащихся в тексте задачи.

2.Направленность на освоение общего способа решения определенного класса задач дает детям возможность планировать будущие действия в уме; позволяет решать большой круг задач с общими математическими зависимостями; фиксировать такие зависимости в разнообразных моделях и работать с ними как с заместителями реальных математических объектов и их отношений.

3.В специально созданных учебных ситуациях важно учить детей осознавать, что такое задача, из каких компонентов она состоит; использовать при решении задачи различные способы моделирования условий — графические, словесно-схематические и др.; понимать, что решить задачу — это значит записать общую формулу получения результата.

Такой подход к решению текстовых задач выполнял не только обучающую функцию, но и имел большое развивающее значение, способствуя формированию у детей действий самоконтроля и самооценки — основных структурных компонентов учебной деятельности. Результаты научных поисков Г.И. Минской внесли серьезный вклад в разработку концепции учебной деятельности.

Проблематика учебной деятельности как центрального направления исследований научного коллектива Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова широко обсуждалась на трех крупнейших всероссийских научных конференциях в г. Туле, руководителями которых были создатели этой теории. На одной из конференций присутствовал и учитель Г.И. Минской — А.В. Запорожец.

В течение многих лет своей научно-педагогической деятельности Г.И. Минская поддерживала научные и личные отношения с В.П. Зинченко, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым, Ф.А. Сохиным и другими известными отечественными психологами.

Галина Ивановна прожила долгую, наполненную яркими событиями и свершениями жизнь. Она внесла огромный вклад в подготовку педагогов, психологов, научных и научно-педагогических кадров в г. Туле и Тульской области. Она награждена медалями за боевые и трудовые заслуги перед нашим Отечеством. Одна из аудиторий Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого носит ее имя.

Вот уже восемь лет Галины Ивановны Минской нет среди нас, но жива светлая память о ней, память о ее огромном вкладе в дело образования подрастающих поколений, личная память многих учителей и педагогов- психологов о талантливом педагоге, воспитателе, наставнике.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика