Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков 51

Данилова Е.Е., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, danillen@yandex.ru

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования мотивационных предпочтений младших школьников и младших подростков. Было обследовано 526 детей в возрасте 7—11 лет, обучающихся в общеобразовательных школах столичного региона. Использован вариант методики мотивационных предпочтений «Цветик-семицветик».Проведен сравнительный анализ мотивации современных детей и их сверстников из советской эпохи. Показано, что мотивационные предпочтения современных учащихся по содержанию и направленности существенно отличаются от мотивационных предпочтений советских школьников того же возраста. Установлено, что современных детей характеризует личная мотивация, связанная с получением материальных благ и саморазвитием, желания для других людей адресованы прежде всего близким родственникам, тогда как у их советских ровесников приоритетной была общественно направленная мотивация, ориентация на ценности коллектива школьного класса. Возрастная динамика направленности мотивационных предпочтений у современных учащихся не выражена. Делается вывод о том, что выявленные в исследовании содержание и общая структура мотивационных предпочтений современных детей отражают как объективные социокультурные условия взросления в постиндустриальном обществе, так и изменение приоритетов в работе образовательных учреждений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Изучение мотивационно-потребностной сферы и ее развития в онтогенезе традиционно выступает одним из важнейших направлений исследования в отечественной психологии, поскольку имеет принципиальное значение не только в теоретическом, но и практическом отношении. Как отмечают авторы классических исследований в этой области — Л.И. Божович и Л.В. Благонадежина, — для воспитания существенно важным является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими, поскольку именно они определяют «все то, что характеризует целостный облик человека с его конкретно-историческими особенностями».

Литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб.: Питер, 2008.400 с.
  2. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.Л.И.Божович и Л.В. Благонадежиной.М.: Педагогика, 1972.352 с.
  3. Ильин Е.П. Пол и гендер.СПб.: Питер, 2010.688 с.
  4. Клопотова Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2017.Т.9.№ 1.С.96—105.doi:10.17759/psyedu.2017090110
  5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.М.: Педагогика, 1983.
  6. Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир психологии.2017.№ 1 (89).С.24— 37.
  7. Петрищев В.И. Ценностные ориентации детей в современных российских и западных семьях // Материалы четвертой региональной научно- практической конференции «Социализация, адаптация и межкультурная коммуникация подрастающих поколений в России и за рубежом.Проблемы, поиски, решения» (г.Красноярск, 17—18 ноября 2015 г.).Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева, 2015.С.130—134.
  8. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2016.Т.5.№ 2.С.5—10.doi:10.17759/ jmfp.2016050201
  9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.2-е изд.СПб.: Питер, 2005.400 с.
  10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления.Сборник научных статей / Под ред.Л.Ф.Обуховой, И.А.Корепановой.М.: МГППУ, 2011.С.14—22.
  11. Рудкевич Л.А. Эпохальные изменения человека на современном этапе и педагогические инновации // Вестник практической психологии образования.2005.№ 4 (5).С.28—38.
  12. Фельдштейн Д.И.Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии.2010.№ 3.С.47—56.
  13. Фенько А.Б. Люди и деньги: Очерки психологии потребления.М.: Независимая фирма «Класс», 2005.416 с.
  14. Эриксон Э. Детство и общество.2-е изд., перераб.и доп.СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.592 с.
  15. Broverman I. et al. Sex-role stereotypes: A current appraisal // Journal of Social Issues, 1972.Vol.28 (2).P.59—78.
  16. Elkind D. The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon.Cambridge: Perseus Publishing, 2001.244 p.
  17. Postman N. The Disappearance of Childhood.N.Y.: Delacorte Press, 1982.177 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика