Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия

3504

Аннотация

Рассматривается проблема динамики психологического благополучия учащихся и роли осознанной саморегуляции учебной деятельности в обеспечении его стабильности при переходе из начальной в среднюю школу. Основная задача эмпирического исследования состояла в выявлении на основе лонгитюдных данных особенностей саморегуляции у учащихся с различны ми траекториями психологического благополучия. Выборку исследования составили учащиеся общеобразовательных школ (N=298).Первый этап лонгитюдного исследования был осуществлен в 4 классе, второй — спустя 6—8 месяцев, когда учащиеся перешли в 5 класс. Завершили опросы в двух точках лонгитюда 239 чел.(48% — мальчики).Учащиеся были обследованы с помощью комплекса диагностических методик, включающих: «Стиль саморегуляции поведения (детский) (ССПМ-Д)»; «Шкала проявлений психологического благополучия подростков», «Шкала академической мотивации школьников (ШАМ-Ш)», «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению», «Большая пятерка — детский вариант». Описаны три траектории изменения психологического благополучия учащихся при переходе из младшей в среднюю школу: «Повышение», «Стабильное» и «Понижение». Выявлены значимые различия регуляторных характеристик в отношении выделенных групп. При разных траекториях психологического благополучия также существует специфика академической мотивации, отношения к учению и выраженности личностных диспозиций. Показано значимое влияние развития осознанной саморегуляции на различные проявления психологического благополучия учащихся. Установлено, что для учащихся начальной школы значимыми ресурсами психологического благополучия на следующих этапах обучения могут выступать такие регуляторные особенности, как планирование целей, программирование действий, оценивание их результата и гибкость как способность вносить коррекции при изменении условий.

Общая информация

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, психологическое благополучие , мотивация, личностные характеристики, младшие подростки

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240401

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 5–21. DOI: 10.17759/pse.2019240401

Фрагмент статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в котором акцентируется значимость личностных и метапредметных результатов обучения, определяет четкие ориентиры в отношении приобретаемых компетенций — совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности. Однако возникает риск, что в процессе овладения многочисленными компетенциями будет утрачена такая важная составляющая, как психологическое благополучие ребенка.

Литература

  1. Андреева А.Д., Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика.2009.№ 4.С.64—70.
  2. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 6.С.68—76.doi:10.17759/ pse.2017220606.
  3. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.114—120.
  4. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова, Т.К.Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№.2.С.65—74.doi: 10.17759/pse.2017220206
  5. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология.2016.Т.12.№ 2.С.46—58.doi: 10.17759/chp.2016120205/
  6. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии.2013.№ 1.C. 35—45.
  7. Малых C.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка — детский вариант» // Теоретическая и экспериментальная психология.2015.Т.8.№ 4.С.6—12.
  8. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика.2016.№ 10.С.13—24.
  9. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека.М.: Когито-Центр, 2015.304 с.
  10. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для учащихся подросткового возраста // Вопросы психологии.2018.№ 4.С.103—109.
  11. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии.2019.№ 3.С.62—74.
  12. Фомина Т.Г., Ефтимова О.В., Моросанова В.И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Т.10.№ 2.C.64—76.doi: 10.17759/psyedu.2018100206
  13. Bondarenko I. The role of positive emotions and type of feedback in self-regulation of learning goals achievement: experimental research // Procedia-Social and Behavioral Sciences.2017.Vol.237.P.405—411.doi: 10.1016/j.sbspro.2017.02.080
  14. Caprara G.V., Steca P., Gerbino M., Paciello M., Vecchio G.M. Looking for adolescents’ well-being: Self-efficacy beliefs as determinants of positive thinking and happiness // Epidemiology and Psychiatric Sciences.2006.Vol.15 (1).P.30—43.doi: 10.1017/ S1121189X00002013
  15. Converse P.D., Beverage M.S., Vaghef K., Moore L.S. Self-control over time: Implications for work, relationship, and well-being outcomes // Journal of Research in Personality.2018.Vol.73.P.82—92.doi: 10.1016/j.jrp.2017.11.002
  16. Eryilmaz A. A model for subjective well-being in adolescence: Need satisfaction and reasons for living // Social Indicators Research.2012.Vol.107 (3).P.561— 574.doi: 10.1007/s11205-011-9863-0
  17. Gestsdottir S., Lerner R.M. Positive development in adolescence: The development and role of intentional self-regulation // Human Development.2008.Vol.51 (3) P.202—224.doi: 10.1159/000135757
  18. Hampson S.E. Mechanisms by which childhood personality traits influence adult well-being // Current Directions in Psychological Science.2008.Vol.17 (4).P.264—268.doi: 10.1111/j.1467-8721.2008.00587.x
  19. Karademas E.C. Self-efficacy, social support and well-being: The mediating role of optimism // Personality and individual differences.2006.Vol.40 (6).P.1281— 1290.doi: 10.1016/j.paid.2005.10.019
  20. Klug H.J.P., Maier G.W. Linking goal progress and subjective well-being: A meta-analysis // Journal of Happiness Studies.2015.Vol.16 (1).P.37—65.doi: 10.1007/s10902-013-9493-0
  21. Kuhnle C., Hofer M., Kilian B. Self-control as predictor of school grades, life balance, and flow in adolescents // British Journal of Educational Psychology.2012.Vol.82 (4).P.533—548.doi: 10.1111/j.2044- 8279.2011.02042.x
  22. Lewis A.D., Huebner E.S., Malone P.S., Valois R.F. Life satisfaction and student engagement in adolescents // Journal of Youth and Adolescence.2011.Vol.40 (3).P.249—262.doi: 10.1007/s10964- 010-9517-6
  23. Massé R., Poulin C., Dassa C., Lambert J., Bélair S., Battaglini A. The structure of mental health: Higher-order confirmatory factor analyses of psychological distress and well-being measures // Social indicators research.1998.Vol.45 (1—3).P.475—504.doi: 10.1023/A:1006992032387
  24. McCabe K., Bray M.A., Kehle T.J., Theodore L.A., Gelbar N.W. Promoting happiness and life satisfaction in school children // Canadian journal of school psychology.2011.Vol.26 (3).P.177—192.doi:10.1177/0829573511419089
  25. Moreira P.A., Cloninger C.R., Dinis L., Sá L., Oliveira J.T., Dias A., Oliveira J. Personality and well-being in adolescents // Frontiers in Psychology.2015.Vol.5.P.1494.doi: 10.3389/fpsyg.2014.01494
  26. Morosanova V.I., Bondarenko I.N., Fomina T.G., Burmistrova-Savenkova A.V.Self-regulation, personality factors, academic motivation and math achievement in middle and senior school: variations across grade level // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS.2018.Vol.XLIII.P.401—410.doi: https: //dx.doi.орг/10,15405/ epsbs.2018.07.53/
  27. 2Oriol X., Torres J., Miranda R., Bilbao M., Ortúzar H. Comparing family, friends and satisfaction with school experience as predictors of SWB in children who have and have not made the transition to middle school in different countries // Children and Youth Services Review.2017.Vol.80.P.149—156.doi: 10.1016/j.childyouth.2017.06.053
  28. Raffaelli M., Crockett L.J. Sexual risk taking in adolescence: the role of self-regulation and attraction to risk // Developmental psychology.2003.Vol.39 (6).P. 1036—1046.doi: 10.1037/0012-1649.39.6.1036
  29. Ronen T., Hamama L., Rosenbaum M., Mishely- Yarlap A. Subjective well-being in adolescence: The role of self-control, social support, age, gender, and familial crisis // Journal of Happiness Studies.2016.Vol.17 (1).P.81—104.doi: 10.1007/s10902-014-9585-5
  30. Ryan R.M., Deci E.L. A self-determination theory perspective on social, institutional, cultural, and economic supports for autonomy and their importance for well-being // Human autonomy in cross-cultural context.2011.Vol.1.P.45—64.doi: 10.1007/978-90-481-9667-8_3
  31. Ryff P.D., Keyes P.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology.1995.Vol.69.P. 719—727.doi: 10.1037/0022-3514.69.4.719
  32. Schimmack U., Diener E.Predictive validity of explicit and implicit self-esteem for subjective well-being // Journal of Research in personality.2003.Vol.37 (2).P. 100—106.doi: 10.1016/S0092- 6566(02)00532-9
  33. Suldo S.M., Shaffer E.J. Looking beyond psychopathology: The dual-factor model of mental health in youth // School Psychology Review.2008.Vol. 37 (1).P.52—68.
  34. Tavakolizadeh J., Yadollahi H., Poorshafei H. The role of Self regulated learning strategies in psychological well being condition of students // Procedia-Social and Behavioral Sciences.2012.Vol.69.P.807—815.doi: 10.1016/j.sbspro.2012.12.002
  35. Tian L., Yu T., Huebner E.S. Achievement goal orientations and adolescents’ subjective well-being in school: the mediating roles of academic social comparison directions // Frontiers in psychology.2017.Vol.8.P.37.doi: 10.3389/fpsyg.2017.00037
  36. Tice D.M., Baumeister R.F., Shmueli D., Muraven M. Restoring the self: Positive affect helps improve self-regulation following ego depletion // Journal of experimental social psychology.2007.Vol.43 (3).P. 379—384.doi: 10.1016/j.jesp.2006.05.007
  37. Tuominen-Soini H., Salmela-Aro K., Niemivirta M. Achievement goal orientations and academic well-being across the transition to upper secondary education // Learning and Individual Differences.2012.Vol.22 (3).P.290—305.doi: 10.1016/j.lindif.2012.01.002
  38. Zimmerman S.M., Phelps E., Lerner R.M. Intentional self-regulation in early adolescence: Assessing the structure of selection, optimization, and compensation processes // International Journal of Developmental Science.2007.Vol.1 (1).P.272—299.doi 10.3233/ DEV-2007-1310

Информация об авторах

Моросанова Варвара Ильинична, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7694-1945, e-mail: morosanova@mail.ru

Бондаренко Ирина Николавена, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5539-1027, e-mail: pondi@inbox.ru

Фомина Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5097-4733, e-mail: tanafomina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3098
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 3504
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 44