Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 4. С. 5–21
doi:10.17759/pse.2019240401
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: осознанная саморегуляция, психологическое благополучие , мотивация, личностные характеристики, младшие подростки
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240401
Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений
Для цитаты: Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 5–21. DOI: 10.17759/pse.2019240401
Фрагмент статьи
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в котором акцентируется значимость личностных и метапредметных результатов обучения, определяет четкие ориентиры в отношении приобретаемых компетенций — совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности. Однако возникает риск, что в процессе овладения многочисленными компетенциями будет утрачена такая важная составляющая, как психологическое благополучие ребенка.
Литература
-
Андреева А.Д., Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика.2009.№ 4.С.64—70.
-
Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 6.С.68—76.doi:10.17759/ pse.2017220606.
-
Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.114—120.
-
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова, Т.К.Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№.2.С.65—74.doi: 10.17759/pse.2017220206
-
Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология.2016.Т.12.№ 2.С.46—58.doi: 10.17759/chp.2016120205/
-
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии.2013.№ 1.C. 35—45.
-
Малых C.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка — детский вариант» // Теоретическая и экспериментальная психология.2015.Т.8.№ 4.С.6—12.
-
Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика.2016.№ 10.С.13—24.
-
Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека.М.: Когито-Центр, 2015.304 с.
-
Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для учащихся подросткового возраста // Вопросы психологии.2018.№ 4.С.103—109.
-
Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии.2019.№ 3.С.62—74.
-
Фомина Т.Г., Ефтимова О.В., Моросанова В.И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Т.10.№ 2.C.64—76.doi: 10.17759/psyedu.2018100206
-
Bondarenko I. The role of positive emotions and type of feedback in self-regulation of learning goals achievement: experimental research // Procedia-Social and Behavioral Sciences.2017.Vol.237.P.405—411.doi: 10.1016/j.sbspro.2017.02.080
-
Caprara G.V., Steca P., Gerbino M., Paciello M., Vecchio G.M. Looking for adolescents’ well-being: Self-efficacy beliefs as determinants of positive thinking and happiness // Epidemiology and Psychiatric Sciences.2006.Vol.15 (1).P.30—43.doi: 10.1017/ S1121189X00002013
-
Converse P.D., Beverage M.S., Vaghef K., Moore L.S. Self-control over time: Implications for work, relationship, and well-being outcomes // Journal of Research in Personality.2018.Vol.73.P.82—92.doi: 10.1016/j.jrp.2017.11.002
-
Eryilmaz A. A model for subjective well-being in adolescence: Need satisfaction and reasons for living // Social Indicators Research.2012.Vol.107 (3).P.561— 574.doi: 10.1007/s11205-011-9863-0
-
Gestsdottir S., Lerner R.M. Positive development in adolescence: The development and role of intentional self-regulation // Human Development.2008.Vol.51 (3) P.202—224.doi: 10.1159/000135757
-
Hampson S.E. Mechanisms by which childhood personality traits influence adult well-being // Current Directions in Psychological Science.2008.Vol.17 (4).P.264—268.doi: 10.1111/j.1467-8721.2008.00587.x
-
Karademas E.C. Self-efficacy, social support and well-being: The mediating role of optimism // Personality and individual differences.2006.Vol.40 (6).P.1281— 1290.doi: 10.1016/j.paid.2005.10.019
-
Klug H.J.P., Maier G.W. Linking goal progress and subjective well-being: A meta-analysis // Journal of Happiness Studies.2015.Vol.16 (1).P.37—65.doi: 10.1007/s10902-013-9493-0
-
Kuhnle C., Hofer M., Kilian B. Self-control as predictor of school grades, life balance, and flow in adolescents // British Journal of Educational Psychology.2012.Vol.82 (4).P.533—548.doi: 10.1111/j.2044- 8279.2011.02042.x
-
Lewis A.D., Huebner E.S., Malone P.S., Valois R.F. Life satisfaction and student engagement in adolescents // Journal of Youth and Adolescence.2011.Vol.40 (3).P.249—262.doi: 10.1007/s10964- 010-9517-6
-
Massé R., Poulin C., Dassa C., Lambert J., Bélair S., Battaglini A. The structure of mental health: Higher-order confirmatory factor analyses of psychological distress and well-being measures // Social indicators research.1998.Vol.45 (1—3).P.475—504.doi: 10.1023/A:1006992032387
-
McCabe K., Bray M.A., Kehle T.J., Theodore L.A., Gelbar N.W. Promoting happiness and life satisfaction in school children // Canadian journal of school psychology.2011.Vol.26 (3).P.177—192.doi:10.1177/0829573511419089
-
Moreira P.A., Cloninger C.R., Dinis L., Sá L., Oliveira J.T., Dias A., Oliveira J. Personality and well-being in adolescents // Frontiers in Psychology.2015.Vol.5.P.1494.doi: 10.3389/fpsyg.2014.01494
-
Morosanova V.I., Bondarenko I.N., Fomina T.G., Burmistrova-Savenkova A.V.Self-regulation, personality factors, academic motivation and math achievement in middle and senior school: variations across grade level // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS.2018.Vol.XLIII.P.401—410.doi: https: //dx.doi.орг/10,15405/ epsbs.2018.07.53/
-
2Oriol X., Torres J., Miranda R., Bilbao M., Ortúzar H. Comparing family, friends and satisfaction with school experience as predictors of SWB in children who have and have not made the transition to middle school in different countries // Children and Youth Services Review.2017.Vol.80.P.149—156.doi: 10.1016/j.childyouth.2017.06.053
-
Raffaelli M., Crockett L.J. Sexual risk taking in adolescence: the role of self-regulation and attraction to risk // Developmental psychology.2003.Vol.39 (6).P. 1036—1046.doi: 10.1037/0012-1649.39.6.1036
-
Ronen T., Hamama L., Rosenbaum M., Mishely- Yarlap A. Subjective well-being in adolescence: The role of self-control, social support, age, gender, and familial crisis // Journal of Happiness Studies.2016.Vol.17 (1).P.81—104.doi: 10.1007/s10902-014-9585-5
-
Ryan R.M., Deci E.L. A self-determination theory perspective on social, institutional, cultural, and economic supports for autonomy and their importance for well-being // Human autonomy in cross-cultural context.2011.Vol.1.P.45—64.doi: 10.1007/978-90-481-9667-8_3
-
Ryff P.D., Keyes P.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology.1995.Vol.69.P. 719—727.doi: 10.1037/0022-3514.69.4.719
-
Schimmack U., Diener E.Predictive validity of explicit and implicit self-esteem for subjective well-being // Journal of Research in personality.2003.Vol.37 (2).P. 100—106.doi: 10.1016/S0092- 6566(02)00532-9
-
Suldo S.M., Shaffer E.J. Looking beyond psychopathology: The dual-factor model of mental health in youth // School Psychology Review.2008.Vol. 37 (1).P.52—68.
-
Tavakolizadeh J., Yadollahi H., Poorshafei H. The role of Self regulated learning strategies in psychological well being condition of students // Procedia-Social and Behavioral Sciences.2012.Vol.69.P.807—815.doi: 10.1016/j.sbspro.2012.12.002
-
Tian L., Yu T., Huebner E.S. Achievement goal orientations and adolescents’ subjective well-being in school: the mediating roles of academic social comparison directions // Frontiers in psychology.2017.Vol.8.P.37.doi: 10.3389/fpsyg.2017.00037
-
Tice D.M., Baumeister R.F., Shmueli D., Muraven M. Restoring the self: Positive affect helps improve self-regulation following ego depletion // Journal of experimental social psychology.2007.Vol.43 (3).P. 379—384.doi: 10.1016/j.jesp.2006.05.007
-
Tuominen-Soini H., Salmela-Aro K., Niemivirta M. Achievement goal orientations and academic well-being across the transition to upper secondary education // Learning and Individual Differences.2012.Vol.22 (3).P.290—305.doi: 10.1016/j.lindif.2012.01.002
-
Zimmerman S.M., Phelps E., Lerner R.M. Intentional self-regulation in early adolescence: Assessing the structure of selection, optimization, and compensation processes // International Journal of Developmental Science.2007.Vol.1 (1).P.272—299.doi 10.3233/ DEV-2007-1310
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3098
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 27
Скачиваний
Всего: 3504
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 44