Опыт изучения профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков военного вуза на разных стадиях становления субъектности

427

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования профессиональной компетенции преподавателей лингвистических дисциплин в военном вузе, рассматриваемые с позиции экопсихологической модели становления субъектности. Выборку составили 38 преподавателей в возрасте от 25 до 76 лет, гражданский персонал. Рассматривается, какие субъектные качества должен иметь преподаватель для осуществления релевантных дидактических действий с целью обеспечения обратной связи и оптимизации образовательного процесса. Показана неравномерность поэтапного становления субъектности преподавателя. С помощью дискриминантного анализа выявлены более глубокие различия между стадиями становления субъектности преподавателя и влиянием деятельностных характеристик (в терминах компетентностного подхода).В результате выделены четыре группы преподавателей, отличающихся своими субъектными качествами и стадиями становления профессиональной компетенции. Сформулированы условия преподавательской деятельности, в которых у педагога наилучшим образом будет реализована «самотрансформация субъекта».

Общая информация

Ключевые слова: преподаватели, становление субъектности, экопсихологическая модель, профессиональная компетенция , методика оценки стадий субъектности ОСС-П, дискриминантный анализ

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240406

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00871).

Для цитаты: Панов В.И., Селезнева М.В. Опыт изучения профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков военного вуза на разных стадиях становления субъектности // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 72–80. DOI: 10.17759/pse.2019240406

Полный текст

 

Опыт изучения профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков военного вуза на разных стадиях становления субъектности

Многие современные ученые (Г . И . Аксе­нова, Н . В . Богданович, Л . В . Евсеева, А. Л . Жу­равлев, М . В . Исаков, Л . М . Митина) подчеркивают важнейшее влияние субъектности на развитие человека на разных этапах его жизни, в частности, на его становление в профессии . Следуя методологическому принципу субъектности, в психологии достижений и акмеологии она рассматривается как коррелят результативности и успешности деятельности для многих профессий [2] . В сфере педагогической деятельности проблеме становления субъектности будущих специалистов на этапе профессионального обучения посвящены научные труды Г. И . Аксеновой, С. И . Дьякова, С. С. Кашлева, Ф . Г. Мухаметзяновой .

Анализируя эволюцию понятия субъекта в психологии, В . В . Знаков [4] пишет о новом этапе, ключевым моментом которого является переосмысление деятельностных оснований развития субъектных качеств человека Главным при этом становится поиск условий, практик и дискурсов, с помощью которых происходит само-трансформация субъекта

На становлении субъектности как само- трансформации субъектных качеств индивида делается акцент и в экопсихологическом подходе к развитию психики, в рамках которого становление субъектности рассматривается в континууме «спонтанная активность — произвольное действие (деятельность)». При этом под субъектностью мы понимаем способность индивида быть субъектом психической активности в форме конкретного действия или деятельности (двигательной, речевой, коммуникативной, учебной, профессиональной и т д ) Согласно экопсихологической модели, становление субъектности включает семь стадий, в ходе которых происходит развитие и преобразование активности индивида от спонтанного ее проявления до способности быть субъектом произвольного действия и соответствующей компетенции:

1) стадия преобразования потребности (субъект мотивации) обусловливает мотива­ционный этап развития компетенции;

2)  стадия формирования ментального образа (представления, плана) осваиваемого действия-образца (субъект восприятия — Наблюдатель) обусловливает перцептивный этап развития компетенции;

3) стадия воспроизведения действия-образца посредством подражания (субъект подражания — Подмастерье) обусловливает репродуктивный этап формирования компетенции, «делай как я»;

4) стадия учебного выполнения действия- образца при внешнем контроле за правильностью этого выполнения (субъект учения — Ученик) обусловливает рефлексивно-внутренний этап развития компетенции;

5) стадия произвольного выполнения действия-образца (субъект произвольного выполнения — Мастер) обусловливает уровень сформированной компетенции;

6) стадия внешнего контроля выполнения действия-образца другими, т . е . способность всегда замечать ошибки у других и видеть способы устранения этих ошибок (стадия Эксперт) обусловливает педагогическую компетенцию;

7) стадия самопреобразования субъекта обучения в субъекта творческого применения освоенного действия (субъект творческого развития — Творец), когда сформированная компетенция преобразуется в компетентность [11; 12; 13] .

Для того чтобы развивать субъектные качества обучающихся, преподаватель вуза должен обладать соответствующими профессиональными компетенциями . Нетрудно заметить, в этом смысле формирование компетенций учащихся и педагогов как способности быть субъектом учебных и, соответственно, профессиональных действий тесно связано с позициями экопсихологической модели становления субъектности . Изучив различные модели формирования и оценки профессиональных ком­петенций педагогов [1; 3], мы остановились на модели, разработанной видным специалистом в методике преподавания иностранных языков, профессором З . М . Цветковой [10] .

Как показали Я . М . Колкер, Е . С . Устинова и Т. М . Еналиева [6], представленные в теоретической модели З . М . Цветковой шесть стадий становления профессиональной компетенции (СПК) преподавателя являются необходимыми условиями для осуществления обратной связи и оптимизации образовательного процесса . Решение этих двух важнейших проблем не зависит ни от категории обучающихся, ни от использования технических средств обучения, но выводит на первый план способность преподавателя целесообразно использовать на занятии фронтальные, индивидуальные, групповые и иные формы организации учебной деятельности

Цель настоящей работы — используя экопсихологическую модель становления субъектности, провести эмпирическое исследование уровня развития профессиональной компетенции преподавателей иностранных языков в военном вузе, необходимой для выполнения дидактических приемов по обеспечению обратной связи и оптимизации образовательного процесса

Организация исследования, характеристики выборки и методы

С этой целью нами были проведены два этапа эмпирического исследования . В нем приняли участие 38 преподавателей кафедры иностранных и русского языков Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ) . Возраст преподавателей — от 25 до 76 лет, педагогический стаж в военном вузе составляет от одного года до 53 лет

Первый этап исследования был посвящен диагностике стадий становления субъектно- сти преподавателей с помощью опросника стадий субъектности для преподавателей (ОСС-П) [8; 9] . Он был разработан на основе экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности, но без первой стадии (субъекта мотивации), т к предполагается, что преподаватели уже обладают уровнем активности не ниже среднего, т е у них сформирована стадия субъекта мотивации В целом этот опросник содержит шесть шкал по названиям стадий становления субъект- ности: Наблюдатель, Подмастерье, Ученик, Мастер, Эксперт, Творец [7] .

Второй этап исследования заключался в экспертной оценке развития профессиональных компетенций каждого из тех же 38 преподавателей В качестве экспертов выступали шесть профессоров и доцентов кафедры иностранных и русского языков РВВДКУ. На основе анкеты, предварительно разработанной в соответствии с позициями стадиальной модели СПК (по З М Цветковой), экспертная комиссия оценивала результаты контроля пробных, открытых и конкурсных занятий . Частная оценка выставлялась экспертами в 5-балльной системе по каждому из шести показателей стадии СПК: от 1 балла (выявлен минимальный уровень показателя стадии СПК) до 5 баллов (эталонное выполнение показателя стадии СПК) . Общая экспертная оценка определялась как средняя арифметическая оценка баллов, выставленных всеми экспертами

Результаты исследования

Результаты диагностики стадий становления субъектности преподавателей представлены в табл 1 Согласно этим данным, у большинства из 38 преподавателей сформированы стадии субъектности: Наблюдатель (35 человек, т . е . 92%), Подмастерье (35 человек, т е 92%) и Мастер (37 человек, т е 97%) Сходные данные получены ранее авторами методики ОСС-П в пилотажном исследовании на выборке преподавателей (n=24): наиболее сформирована стадия «мастер» — 96% [7] .

Согласно авторам ОСС-П, испытуемые, которые выдали по шкале более половины ответов с оценкой в 3 балла («затрудняюсь с ответом») и менее, были отнесены к группе преподавателей с несформированной стадией субъектности В пилотажном исследовании у преподавателей наименее сформирована оказалась стадия «эксперт»: 50% от всей выборки тестируемых [7] Мы также получили похожие результаты по шкале Эксперт — 63%.

Стадия Ученик сформирована также не у всех, а лишь у 71% участников эмпирического исследования.

Понятно, что далеко не у многих в достаточной степени сформирована стадия Творец. Преподаватели со сформированной стадией Творец находятся в постоянном поиске путей повышения своей профессиональной квалификации, им видна перспектива применения новых полученных знаний на практике, близка и понятна идея непрерывного образования, они неразрывно связывают свои профессиональные успехи с психологическим благополучием в целом

 
 
Таблица 1 
 
Результаты диагностики стадий становления субъектности преподавателей (п=38)
 

Стадия субъектности

Уровень сформированности

Не сформирована

Высокий

Средний

Низкий

Наблюдатель

13

11

11

3

Подмастерье

10

13

12

3

Ученик

7

9

11

11

Мастер

12

15

10

1

Эксперт

4

7

13

14

Творец

9

14

6

9

Таблица 2
 
Экспертная оценка стадий становления профессиональной компетенции преподавателей
 

Стадия

Количество

преподавателей

Среднее количество баллов

Характеристика стадии (по З.М. Цветковой)

2

2

13

Преподаватель видит, что именно не понимают обучающиеся на занятии, но не предпринимает соответствующих дидактических действий для разъяснения

3

2

18

Преподаватель осознает, что является причиной непонимания

4

14

22

Преподаватель осознает, что нужно сделать, чтобы его поняли, и делает это

5

17

26

Преподаватель добивается понимания за кратчайшее время, используя эффективнейшие дидактические приемы

6

3

30

Добиваясь понимания учебного материала, преподаватель одновременно развивает и творческие способности обучающихся

 
Эмпирические данные подтверждают высказанное ранее предположение о том, что в реальных условиях стадии становления субъектности преподавателя накладываются друг на друга, и формирование одних из них может опережать развитие других [8; 13] .

Результаты экспертных оценок стадий СПК преподавателей показали, что большинство из них находится в пределах четвертой и пятой стадий, и не было выявлено ни одного преподавателя с первой стадией СПК (табл. 2) .

В теоретическом плане модель СПК преподавателя иностранных языков (по З . М . Цветковой) выглядит изоморфно экопсихологической модели становления субъектности .

Действительно, чтобы преподавателю иностранных языков увидеть на занятии, что его не понимают, у него должна быть развитая способность к восприятию (субъектная позиция Наблюдателя). Чтобы разобраться, что именно непонятно обучающимся, преподаватель должен занять позицию «субъекта подражательного действия» — Подмастерье, т . е . усвоить все наработанные его старшими коллегами и прописанные в частной методике преподавания дисциплины, в методических разработках приемы, методы и технологии обучения В первых двух стадиях становления субъектности преподаватель как бы осуществляет поиск себя в профессии, «примеряя на себя» опыт старших коллег во время посещения открытых и показных занятий Для того чтобы он осознал причину непонимания учебного материала курсантами, он должен встать в позицию Ученика — стать субъектом самостоятельного планирования и произвольного выполнения действия при внешнем контроле со стороны своих наставников и опытных методистов Занимая субъектную позицию Мастера, преподаватель становится субъектом планирования и произвольного выполнения действия с опорой на внутренний контроль Сформированная субъектная позиция Эксперта позволяет преподавателю видеть ошибки обучающихся, указывать на них и, образно говоря, предоставить обучающимся возможность учиться не на своих ошибках, а на чужих Все это вкупе способствует оптимизации образовательного процесса (стадия 5 по З М Цветковой) Для того чтобы при этом развивать еще и творческие способности обучающихся (стадия 6), необходимо, чтобы преподаватель занял субъектную позицию Творца, т е стал субъектом развития, использующим освоенное действие в качестве субъективного средства для дальнейшего творческого развития себя и других

Так, процесс овладения инновационными психолого-педагогическими технологиями (позиция Ученика) трансформируется, как пишет М . В . Каминская [5], в собственный почерк преподавателя (позиция Мастера), и происходит изменение личности преподавателя (позиция Творца) вследствие развития его способности к самосозиданию и продуктивному самопреобразованию (самотрансформации, по В . В . Знакову) .

Анализ полученных в исследовании данных

Чтобы далее проверить правомерность использования экопсихологической модели становления субъектности в качестве теоретического конструкта для анализа и интерпретации развития компетенций преподавателя иностранных языков по стадиальной модели СПК З М Цветковой, мы выполнили дис­криминантный анализ полученных данных с помощью статистической программы SPSS Statistics 24 . Выбор статистического метода объясняется выраженностью в метрической шкале переменных по стадиям становления субъектности преподавателей и в номинативной шкале — экспертных оценок стадии СПК В качестве шести дискриминантных переменных выступают сырые баллы показателей стадии становления субъектности преподавателя, по названиям информационных шкал в методике ОСС-П, а в качестве зависимой группирующей переменной — стадии СПК в диапазоне 2—6, по З . М . Цветковой .

Проверке подлежит статистическая гипотеза Н,: группы преподавателей, имеющих различные стадии СПК, отличаются набором дискриминантных переменных Нулевая гипотеза Н0: распределение преподавателей по группам носит случайный характер

В результате сравнения равенства групповых средних с помощью Х-Вилкса и F-Фишера были статистически достоверно установлены различия групп преподавателей только по переменной Творец: Х=0,754 и F=2,692, степени свободы — 33, р=0,048. Этот статистический вывод позволяет интерпретировать творческое самовыражение как главную критери­альную характеристику субъектности

По результатам пошагового анализа видно, как равномерно уменьшается Х: на первом шаге Х=0,754 при р=0,048; на шестом шаге Х=0,277 при р=0,003. Это означает, что максимально различаются группы преподавателей, когда в анализ включены все шесть переменных Данный статистический вывод еще раз свидетельствует в пользу трактовки субъектности как системной, комплексной, целостной категории психологии Критерий канонических дискриминантных функций для всего набора канонических функций имеет значение Х=0,277, х2 =40,462 при р=0,019 .

Процент совпадений априорной и вероятностной классификаций составляет 78,9% и считается в статистике хорошим показателем качества проведенного анализа

Структурные коэффициенты канонических функций можно трактовать как факторные нагрузки, они являются коэффициентами корреляции переменных с функцией, позволяют интерпретировать все четыре функции и в результате выделить четыре группы преподавателей

Первая группа преподавателей, назовем ее условно «Методист», тесно связана с функцией 1 и дискриминантными переменными Творец и Эксперт, занимает шестую стадию СПК. Вторая группа преподавателей — «Фасилитатор», связана с функцией 2 и дискри­минантными переменными Творец и Мастер, занимает пятую стадию СПК Если рассматривать профессиональную компетенцию как способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность на качественно высоком уровне в условиях неопределенности, неполноты данных, в кратчайшие сроки, то из данного толкования несложно выделить параметры эффективности: это творческий потенциал как условие для преодоления трудностей, связанных с неопределенностью, и временной показатель Исходя из этого, две данные группы, «Методист» и «Фасилитатор», наиболее эффективны и результативны в педагогической деятельности

Третья группа «Новичок» и третья каноническая дискриминантная функция имеют связь с переменными Подмастерье, Наблюдатель и Ученик. Именно данная группа прежде всего нуждается в педагогическом сопровождении, наставничестве И, наконец, четвертая группа преподавателей «Эксперт» и функция 4 коррелируют с переменными Эксперт и Наблюдатель

Обсуждение

Теоретическое сравнение и анализ эмпирических данных о развитии профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков в военном вузе, проведенные на основе экопсихологической модели становления субъектности (методика ОСС-П) и экспертной оценки на основе модели СПК (по З . М . Цветковой), позволили высказать предположение о том, что развитие профессиональных ком­петенций у этих преподавателей находится в определенном соответствии с экопсихологическими стадиями становления субъектности

Для подтверждения этого предположения полученные эмпирические данные были обработаны с помощью дискриминантного анализа. По структурным коэффициентам четырех дискриминантных функций выделены группы преподавателей, отличающихся своими стадиями становления субъектности в соотношении к стадиям становления профессиональной компетенции . Указаны виды педагогической деятельности и условия, при которых субъектность преподавателя получит оптимальное развитие, и будет реализована «самотрансформация субъекта» по В . В . Знакову [4]:

1) группа «Новичок» — в ходе постоянного обмена педагогическим опытом со старшими коллегами; при самостоятельном планировании своей образовательной деятельности в условиях наставничества Для скорейшего преодоления трудоемкости стадии сознательной компетенции обучающихся таким преподавателям рекомендуется при введении и тренировке грамматических форм активизировать мыслительную активность курсантов, активно использовать речевые ситуации и такие упражнения, психологический смысл которых заключается в автоматизации грамматических форм, переводе их в бессознательный навык;

2) группа «Фасилитатор» — в новаторской образовательной деятельности при разработке психолого-педагогических и лингвистических инноваций;

3) группа «Методист» — в научно-методической деятельности;

4) группа «Эксперт» — при участии в работе экспертных и конкурсных комиссий по оценке военно-научных работ преподавателей и курсантов, результатов образовательной деятельности и профессионально-должностной подготовки, в рецензировании выпускных квалификационных работ обучающихся

Все это показывает правомерность использования экопсихологической модели становления субъектности в качестве теоретического конструкта для анализа и интерпретации развития профессиональной компетенции на примере преподавателей лингвистических дисциплин военного вуза

 


[1] Панов Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия . E-mail: ecovip@mail . ru

[2] Селезнева Маргарита Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище (ФГКВОУ ВО РВВДКУ), Рязань, Россия . E-mail: selezneva-margarita@rambler. ru

[3] Panov Victor Ivanovich, PhD in Psychology, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief of the Laboratory of Ecopsychology of Development and Psychodidactics, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia . E-mail: ecovip@mail . ru

[4] Selezneva Margarita Victorovna, PhD in Psychology, Associate Professor of Foreign and Russian Languages Department, Ryazan Guards Higher Airborne Command School, Ryazan, Russia . E-mail: selezneva- margarita@rambler ru

Литература

  1. Алтыникова Н.В., Музаев А.А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№ 1.С.31—41.doi:10.17759/pse.2019240102
  2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие.СПб.: Питер, 2003.256 с.
  3. Емельянова И.Н. Модель формирования научно-исследовательских компетенций у студентов магистратуры // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.С.37—45.doi:10.17759/pse.2017220304
  4. Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии.2017.№ 2.С.3—16.
  5. Каминская М.В. Концепция профессионального развития учителя в системе развивающего образования Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдова // Психологическая наука и образование.2004.№ 3.С.34—43.
  6. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие.М.: Академия, 2004.264 с.
  7. Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы» (г.Ростов- на-Дону, 21—22 апреля 2017 г.).М.: КРЕДО, 2017.С.294—296.
  8. Селезнева М.В. Субъектность как психодидактическое условие становления профессиональной компетенции преподавателя // Российский научный журнал.2017.№ 4 (57).С. 133—140.
  9. Селезнева М.В. Исследование субъектности преподавателя вуза с позиций эффективности его образовательной деятельности // Личностно- профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сб.статей / Под ред.Л.М.Митиной.М.: Изд-во «Перо», 2018.С.240—243.
  10. Цветкова З.М. О преподавании иностранных языков в средней школе.М.: Просвещение, 1989.242 с.
  11. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Diagnosis of stages of agency formation // International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018) “The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences” (g.Moscow, 25—26 iyunya 2018 g.).Moscow: Future Academy, 2018, pp.515—523.doi: 10.15405/epsbs.2018.11.02.57
  12. Panov V., Plaksina I. Didactic and Psychodidactic Features of Forming Universal Learning Action Subject // Proceedings of the 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017) (g.Moscow, 29—30 maya 2017 g.).Moscow: Atlantis Press, 2017, vol.124, pp.546—550.doi: 10.2991/icadce-17.2017.129.
  13. Panov V.I., Plaksina I.V. The peculiarities of the agency of schoolchildren of 7—8 and 8—10 classes // International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018) “The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences” (g.Moscow, 25—26 iyunya 2018 g.).Moscow: Future Academy, 2018, pp.533— 541.doi: 10.15405/epsbs.2018.11.02.59

Информация об авторах

Панов Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3189-5455, e-mail: ecovip@mail.ru

Селезнева Маргарита Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, Рязань, Россия, e-mail: selezneva-margarita@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1698
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 427
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0