Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте 59

Шалагинова К.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии и педагогики, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия
Куликова Т.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н. Толстого, Тула, Россия, tativkul@gmail.com
Залыгаева С.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия, cherkasova81@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей буллинга в подростковом возрасте, в котором приняли участие 69 подростков школ г. Тулы и Тульской области в возрасте 13—14 лет. Отмечается, что анализ зарубежных и российских психологических исследований по проблеме школьного буллинга позволяет выделить гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте: различия в формах проявления у мальчиков и девочек; буллинг подростков-мальчиков в большей степени связан с борьбой за власть; буллинг подростков-девочек более психологизирован и эмоционально разрушителен. Выделена необходимость определения гендерной специфики проявления школьной травли в этом возрасте через организацию и проведение специального исследования. Для достижения цели исследования был использован следующий психологический инструментарий: опросник Басса-Дарки, тест-опросник «Стиль поведения в конфликте» (К.Томас), методика самооценки психических состояний (Г. Айзенк), методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко), тест «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев).Установление тесноты связи между показателями «пол/тип поведения в конфликте» и «пол/тип агрессии» обеспечивалось статистической обработкой данных с применением коэффи циента ранговой корреляции Спирмена; критерия хи-квадрат (х2) Пирсона и коэффициента сопряженности V Крамера. Полученные в исследовании эмпирические данные подтверждают целесообразность учета гендерных особенностей при планировании работы психолога по предотвращению и минимизации риска школьной травли. циента ранговой корреляции Спирмена; критерия хи-квадрат (х2) Пирсона и коэффициента сопряженности V Крамера. Полученные в исследовании эмпирические данные подтверждают целесообразность учета гендерных особенностей при планировании работы психолога по предотвращению и минимизации риска школьной травли.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема буллинга в подростковой среде не теряет своей актуальности уже много лет. С насилием в школе по результатам различных исследований сталкиваются постоянно или эпизодически порядка трети учеников.

Литература
  1. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение.М.: Национальный книжный центр «Сентябрь», 2016.180 с.
  2. Бердышев И.С. Лекарство против ненависти // Первое сентября.2005.№ 18.С.3.
  3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2013.Т.10.№ 3.С.149—159.
  4. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.2009.№ 105.С.159—165.
  5. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе.Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.157 с.
  6. Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных.Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию.М.: Норма, 2011.95 с.
  7. Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Белевич А.А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия.Образовательная политика.2016.№ 3 (73).С.97— 119.
  8. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Психология и школа.2006.№ 4.C.54—72.
  9. Кутузова Д.А. Травля в школе.Мифы и реальность [Электронный ресурс].2011.URL: http:// medportal.ru/budzdorova/child/625/ (дата обращения: 20.03.2019).
  10. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг).Детская и подростковая психотерапия / Под ред.Дэвида Лейна и Эндрю Миллера.СПб.: Питер, 2001.С.240—274.
  11. Петросянц В.А. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде [Электронный ресурс] // Эмиссия.Электронный научный журнал.2010.URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1479.htm (дата обращения: 20.03.2019).
  12. Собкин В.С., Маркина О.С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования.2009.№ 1.С.48—57.
  13. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество.2014.Т.5.№ 2.С.71—86.
  14. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2016.Т.8.№ 4.C.102—116.doi: 10.17759/psyedu.2016080411
  15. Arora С.M. J. Measuring bullying with the «Life in School» checklist // Pastoral Care in Education.1994.№ 12.Р.11—15.
  16. Olweus D. Aggression in the schools.Bullies and whipping boys.Washington: Hemisphere Publishing Corporation, 1978.
  17. Оlwеus D. Aggressors and their victims: bullying at school.Disruptive behaviours in schools / In H.Gault (ed.).New York: Wiley, 1984.P.57—76.
  18. Olweus D., Catalano R., Jungertas J., Slee P., Smith P.K. The nature of school bullying: a crossnational perspective.London, UK: Routledge, 1999.Р.141— 145.
  19. Roffey S. Addressing bully in schools: organisational factors from policy to practice // Educational and Child Psychology.2000.№ 17 (1).Р.6—19.
  20. Schäfer M. Gruppenzwangals Ursachefür Bullying? // Report Psychologie.1998.Р.914—927.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика