Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Изучение связной речи слабовидящих умственно отсталых младших школьников (в сравнении с другими категориями детей) при составлении рассказов-описаний 1118

Исмаилова И.С., старший преподаватель кафедры психологии и специальной педагогики Армавирского государственного педагогического университета, ismai-indira@yandex.ru

Аннотация

В статье раскрывается один из аспектов изучения связной речи слабовидящих умственно отсталых младших школьников в сравнении со сверстниками с нарушенным и нормальным развитием. Связная речь изучалась при составлении рассказов-описаний натурального и изображенного объектов, составления рассказов по сюжетной картинке и событий из собственной жизни. Исследование включало четыре серии опытов, две из них пред-ставлены в данной статье. Анализировались такие компоненты речи, как объем высказываний, лексическая структура, типы предложений, композиционная и логическая структуры текста, в частности, при составлении описательных рассказов, как по натуральному объекту – помидор, так и по предметной картинке – корова. В результате анализа данных экспериментального исследования выявлены особенности в формировании и развитии связной речи у умственно отсталых детей, имеющих зрительный дефект. Проведенный эксперимент показал, что самостоятельное составление рассказа-описания позволяет выявить специфичные отклонения в речевой деятельности различных групп аномальных детей и подтверждает необходимость поисков дифференцированных путей их коррекции.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Волкова Л. С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей //Дефектология. 1982. № 5.
  2. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. Т. 2. М., 1982.
  3. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III – VII классов / Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи / Под ред. Д. Н. Богоявленского. М., 1956. № 78.
  4. Кулагин Ю. А. Особенности зрительного восприятия рисунков слабовидящими детьми // Слабовидящие дети. М., 1967. 
  5. Лонина В. А. Роль мыслительной деятельности при произвольном запоминании рассказов слабовидящими школьниками // Десятая научная сессия по дефектологии. М.,1990.
  6. Лонина В. А. Формирование и развитие обобщений у слабовидящих школьников // Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения. М., 1995.
  7. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978.
  8. Молчановская И. В. Обучение письму и чтению умственно отсталых слепых детей. М., 1988.
  9. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977.
  10. Покутнева С. А. Познание через наблюдательность. Уточнение представлений слабовидящих детей об окружающем мире // Дошкольное воспитание. 1983.
  11. Самойлов А. Ф. Проблема мышления в тифлопсихологии /Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1981.
  12. Свиридюк Т. П. Формирование интереса к учению у слабовидящих школьников. Киев, 1985.
  13. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., 1997. 
  14. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.
  15. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. М., 2003. 
  16. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика