Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социально-психологические аспекты профилактической работы с семьей 985

Рогозина Е.Д., психолог, руководитель учебно-методического центра , Россия, ele2100@ya.ru

Аннотация

Семья является важнейшей средой формирования личности и ключевым звеном в профилактической работе, но не все родители по ряду причин бывают просвещенными в психолого-педагогических вопросах, не могут грамотно провести работу с ребенком и добиться положительного результата в воспитании. В роли помощников для них выступают психологи, социальные педагоги, классные руководители. В статье представлены основные аспекты работы школьного психолога по профилактике детского табакокурения в семье, его роль в формировании общешкольной среды без табака, описываются такие методы работы, как просветительская деятельность родительского состава школы, ее значимость в воспитательном процессе, психолого-педагогический анализ семей. Раскрываются особенности работы по профилактике детского табакокурения в различных семейных ситуациях, психологическом консультировании и поддержке семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения, психокоррекционной и психотерапевтической работе с семьями группы риска.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля

Этот метод работы является основным видом профилактической деятельности всего педагогического состава школы, особенно психологов и социальных педагогов.

Просветительская деятельность родителей включает в себя систематические классные или общешкольные родительские собрания, на которых идет речь о возрастных и психофизиологических особенностях детей, способах эффективной коммуникации с ними, даются конкретные рекомендации по ведению и поддержанию здорового образа жизни в семье. Психолог или социальный педагог, осуществляя просветительскую деятельность, может использовать тематические стенды, предоставлять познавательную и актуальную информацию в электронном виде, вести свой раздел на сайте школы, отвечать на вопросы в режиме on-line.

Наиболее современным и эффективным способом на сегодняшний день является создание внутри школы или района родительских тематических клубов или секций, где психолог не только делится нужной информацией, но и проводит социально-психологические тренинги, в ходе которых родители отрабатывают модели поведения и учатся эффективно общаться с детьми, имеют возможность поделиться своими наблюдениями и рекомендациями по проблеме.

Данное направление профилактической работы стало основой комплексной программы профилактики детского табакокурения «Ответственные родители», где работа с семьей начинается с  разговора по проблеме в форме родительских собраний с 1-го по 11-й класс, затем проводится психолого-педагогический анализ семей и осуществляется дальнейшая профилактическая работа [6].

Психолого-педагогический анализ семей

Именно с этого психолог начинает работу с родителями. В ходе психолого-педагогического анализа изучается уровень развития семьи в материальной и культурной сфере, выделяются ценности и ориентиры, с помощью которых осуществляется воспитание и развитие ребенка, делается вывод о психолого-педагогической и социальной состоятельности членов семьи. Психолог наблюдает за видами семейных отношений, выделяет статусные роли и место ребенка. И самая главная задача на этом этапе – определить, в какой эмоционально-нравственной атмосфере находится ребенок.

Литература
  1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.
  2. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М., 1996.
  3. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.,2006.
  4. Шнейдер Л. Б. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное поведение детей и подростков. Спб., 2005. 
  5. Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. Ростов н/Д, 2005.
  6. Ответственные родители / Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. / Изд. 1-е. М., 2007.
  7. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика