Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности формирования гендерной идентичности современных юношей и девушек в контексте социально-психологического развития личности 4856

Степанова Л.Г., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры прикладной психологии факультета психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, stepanova_lg@yahoo.com

Аннотация

В статье с позиции социального конструктивизма рассматривается гендерная идентич-ность как продукт социального конструирования и, одновременно, как один из ключевых факторов, опосредующих поведенческую активность и установки личности в контексте межличностных отношений и обобщаются результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие студенты 18–22 лет. В исследовании было выявлено, что со-вмещение маскулинных и фемининных черт, их соотношение в целостной системе гендерной идентичности, независимо от половой принадлежности, представляет собой более гармоничный стандарт, в большей степени приспособленный к жизни в современном обществе, чем ригидная типизация половых ролей. Было выявлено также, что у юношей и девушек, не обладающих выраженными маскулинными либо фемининными чертами, не определена гендерная идентичность, что ведет к отказу от самореализации в социуме, неудовлетворенности собой.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э.Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность лич-ности [11].
Обращение к категории идентичности, по мнению И. С. Клециной, открывает воз-можность увидеть «механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обу-словленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречи-вость групповых и личных начал в человеке» [5, с. 350].
Одним из видов идентичности является гендерная идентичность. Гендерная иден-тичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого.
Литература
  1. Бессонова Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
  2. Ильин В.А. Сравнительное исследование особенностей психосоциального развития учащихся старших классов и студенотов-первокурсников высших учебных заведений // Психологическая наука и образование. 2009. №1.
  3. Ильин В.А, Сипягин Д.В. Возможности и перспективы использования психосоциаль-ного подхода к проблеме развития в условиях средней школы //Психологическая наука и образование. 2007. №2.
  4. Каган В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Дис. …д-ра мед. наук. Л., 1991.
  5. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., 2004.
  6. Коваленко М.В. Взаимосвязь полоролевой идентичности и невротичности личности в юношеском возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2002.
  7. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990.
  8. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1979.
  9. Степанова Л.Г. О возможности использования «Семантического словаря черт личности» при интерпретации результатов Методики свободных самоописаний // Психологическая диагностика. 2006. № 3.
  10. Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус личностных черт). М., 1988.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика