Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Научно-практический семинар «духовно-нравственное самосознание личности и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии» 725

Гусева Е.П., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Россия, nauch_arhiv@mail.ru
Серова О.Е., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, научно-исследовательской группы «Научный архив», ФГБНУ «Психологический институт» Российской академии образования, Москва, Россия, s_olga953@mail.ru

Аннотация

Научно-методологический семинар «Духовно-нравственное самосознание личности и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии» (ведущие – действительный член РАО, профессор В.В.Рубцов и архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий) состоялся 27 мая 2010 г. в Психологическом институте РАО. Организаторами этого научного мероприятия выступили Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический университет и Научный архив Психологического института. Предметом обсуждения, в котором приняли участие сотрудники и преподаватели ведущих научно-психологических центров Москвы, стали категории «нравственность» и «нравственный идеал» в святоотеческом наследии и научной психологии, методологические подходы к исследованию нравственного сознания, методы исследования идеалов современных старшеклассников. В итоге дискуссии определились основные черты общего проблемного поля, позволяющие продвигаться вперед в научных исследованиях, интегрируя основы святоотеческой традиции и лучших достижений отечественной психологической науки, были конкретизированы методические подходы региональных исследований, направленных на изучение представлений молодежи и подростков об идеале.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

<...>

В православной святоотеческой традиции понятие «духовное самосознание» имеет вполне определенное содержание: с одной стороны, – это одно из проявлений духа как высшей части души, которая ответственна за религиозное восприятие мира, за общение человека с Богом; с другой стороны, – это мотивационная составляющая высших нравственных ценностей, устремлений, идеалов и т.п. С этим же понятием тесно связано понятие «образ Божий», по которому создан человек. В наследии св. Феофана Затворника или, например, богослова и психолога В.В. Зеньковского понятия образа Божия в человеке, духа человека и личности практически идентичны. Духовно-нравственное самосознание – это осознание человеком всех движений духа, которые происходят в нем, всех тех движений, которые из духа исходят и осознаются им, т.е. это причина, но и следствие тоже. С необходимостью возникает вопрос об источнике духовно-нравственного самосознания. Известным философом и психологом С.Л. Рубинштейном самосознание рассматривается как следствие воздействующей на сознание человека окружающей действительности. Целый ряд психологов, работавших в православной парадигме, считали совершенно иначе. В.А. Снегирев в своем труде «Психология» писал, что в каждом человеке изначально, априорно присутствует понятие высшего, совершенного, абсолютного существа. С этим же непосредственно связано и самосознание человека, ведь аналитическому познанию окружающего мира предстоит созерцание его как нечто единого, проникнутого духом, личного. В.В. Зеньковский делает еще более определенный вывод: сознание есть функция самосознания.

Докладчик предложил следующую логическую цепочку: изначально в человеке присутствует образ Божий; самосознание человека как функция образа Божия тоже априорно присутствует в человеке; но, как и любая другая функция (душевная и духовная), самосознание имеет возможность развиваться и уподобляться Богу, ведь человек создан не только как образ Божий, но и как подобие Божие – и вот здесь уже его развитие происходит под действием и социальных отношений, и окружающего материального мира. Но если у человека есть понятие идеального существа, а исследования философов и психологов (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.) доказывают, что у каждого человека есть понятие идеала, то возникает вопрос о взаимоотношении идеала абсолютного, данного человеку изначально, и теми идеалами, которые у человека складываются в течение жизни. Докладчик обратил внимание на то, что в психологии идеалу уделяется минимальное внимание – термину «идеал» не нашлось места в одном из последних психологических словарей. По его убеждению, в психологии недостаточно глубоко и объемно разбирается понятие идеала. Психологи определяют идеал как предвосхищающее воплощение того, чем человек может стать, создающее определенную мотивацию. У святых отцов присутствует одно очень важное добавление: идеал вызывает у человека стремление общения и единения с ним. Христос – это тот идеал, который содержит в себе все качества идеала, в святоотеческом понимании и в православной антропологии. Христос, будучи богочеловеком, является Божественной Личностью в человеческой природе. Это означает, что Он – цель подражания и единения. Если в православной антропологии самая главная цель жизни человека это спасение, а спасение – это единение со Христом, путь человека ко Христу как к Личности и соединение с этой Личностью, то самое главное условие этого пути для молодежи, по словам владыки, – это наличие идеала и развитие понятия о нем в душе молодого человека. Это и есть то, что мы называем формированием духовно-нравственного самосознания.

<...>

Статьи по теме

Галушкин А.А., Коровяковский Д.Г., Заостровцева М.Н., Скрипникова Н.Б., Соломина Л.А.

Технология «out-door» как инновационный опыт в обучении специалистов по социальной работе

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090304

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика