Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическая основа компетентностного подхода как новой парадигмы современного школьного образования 1214

Локалова Н.П., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия, alokal@migmail.ru

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме современной школы: ее новой – компетентност-ной – парадигме. Компетентность школьников определяется как характеристика их ин-дивидуальных психологических ресурсов, включающих (1) определенным образом орга-низованную систему знаний и (2) интеллектуальный потенциал учащихся. Подчеркива-ется, что для успешной реализации компетентностного подхода в школьном образовании необходимы разработка научно обоснованного структурно упорядоченного предметного содержания, которое одновременно с усвоением знаний обеспечивало бы и развитие ин-теллектуальных возможностей учащихся, – путь «сверху», а также проведение специальной работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, образующих структуру интеллекта человека на основе когнитивного синтеза, – путь «снизу».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Происходящие в настоящее время изменения в обществе заставляют задуматься о новом направлении школьной образовательной политики в нашей стране. Все чаще в последнее время говорят о том, что общество XXI в. бросает вызов современной системе школьного образования. Это связано с уже ясным теперь осознанием того факта, что результаты школьного обучения и воспитания не соответствуют новым социально-экономическим задачам, стоящим перед обществом, а также требованиям семьи и государства. Сегодня становится понятно, что для того чтобы быть успешным в жизни, нужно быть способным воспринимать и понимать новые концепции, быть открытым к изменениям, уметь делать правильный выбор, успешно адаптироваться к новым и постоянно изменяющимся условиям. Неспособные принять новые жизненные реалии попадают в положение неудачников, безработных, людей с низким социальным статусом.

В связи с этим новой парадигмой школьного образования, порожденной, однако,  не самой педагогикой, а ситуацией, возникшей в связи со сложившимися жизненными реалиями, необходимостью адаптировать задачи и результаты школьного образования к социально-экономической ситуации в России, стало формирование компетентностей школьников, рассматриваемых теперь как наиболее важный результат школьного образования в XXI в. В 2007 г. компетентностный подход законодательно закреплен Государственной Думой РФ как базовый принцип школьного образования.

Что же такое компетентностная парадигма, и чем вызвано введение компетентностного подхода в школьном образовании? Компетентностная парадигма в образовании предусматривает формирование способности индивида самостоятельно отбирать и пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни.

Существенным недостатком доминирующей в настоящее время «знаниевой» парадигмы отечественного образования признается то, что усвоенные учащимися школьные знания лежат в их головах «мертвым грузом»; дети оказываются неспособными использовать их в ситуациях, где требуется привлекать знания из различных областей, перестраивать привычные или вырабатывать новые способы действия, не могут применять полученные в школе знания в реальных практических и жизненных ситуациях.

Проблема недостатков в современном школьном образовании в нашей стране стала особенно очевидной в связи с результатами международных исследований качества образования 15-летних школьников  в области математической, естественнонаучной грамотности и грамотности чтения, проведенных в 2000–2006 гг. (программа PISA). Российские школьники во все годы проведения мониторинга неизменно занимали низкие рейтинговые места: в 2000 г. – 29-е место из 32 стран, в 2003 г. – 30-е место из 41 стран, в 2006 г. – 38-е место из 57 стран. Высокие результаты продемонстрировали в 2006 г. лишь 19,2% российских учащихся, в то время как в лидирующих странах (Финляндия, Гонконг, Канада) таких школьников было 28%–33%; низкие результаты показали 22,2% российских учащихся, а в лидирующих странах – от 6% до10% [4].

<...>

Литература
  1. Битянова М. Триумфальное возвращение // Школьный психолог.2007. №23.
  2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000.
  3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007.
  4. Кленова Т.В., Ястребов Л.И. Результаты PISA-2006. Обладают ли 15-летние учащиеся необходимой естественнонаучной грамотностью для полноценного функционирования в обществе? //Интернет-ресурс: http://vio.fio.ru/vio_55/cd_site/Articles/art_3_8.htm.
  5. Лебедев О.Е. Компетентностный  подход в образовании //Школьные технологии.2004. №5.
  6. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла //Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М. –Воронеж, 2004.
  7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов: В 2 ч.: 4-е изд. М., 2008.
  8. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования. //Вопросы психологии. 2003. №1.
  9. Образование в России по материалам PISA //Интернет-ресурс: http: //www.abitura.com/man/pisa.html.
  10. Поливанова  К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. М., 2008.
  11. Ступницкая М. Учимся работать над проектами// Школьный психолог. 2007. №23.
  12. Ушаков К. Почему новые идеи в школах приживаются с трудом?// Первое сентября. 2007. №22.
  13. Фролова Е.С. Изучение уровня когнитивного развития учащихся IV класса, обучающихся по разным школьным программам: Дипломная работа / Науч. рук.  Н.П.Локалова / МГОПУ им. М.А.Шолохова. М.,2006.
  14. Холодная М.А. Интеллектуальное воспитание или функциональная грамотность: проблема приоритетов в сфере школьного образования. //Психология и современное российское образование: Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М., 2008.
  15. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.,2002.
  16. Цукерман Г. Пизанская башня отечественного образования //Школьный психолог. 2008. №3.
  17. Чуприкова  Н.И. Психологический смысл системы Л.В.Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития. М., 2001.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика