Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Становление педагогического профессионализма на основе идей развивающего обучения В.В.Давыдова и мыследеятельностной педагогики
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: мыследеятельностная педагогика, метапредметы, сценирование, средства деятельности, педагогический профессионализм
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Половкова М.В. Становление педагогического профессионализма на основе идей развивающего обучения В.В.Давыдова и мыследеятельностной педагогики [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n4/Polovkova (дата обращения: 29.03.2024)
Фрагмент статьи
Должен ли педагог мыслить? Такой вопрос вполне уместно задать, перефразируя или выстраивая свое отношение к известной статье Э.В.Ильенкова «Школа должна учить мыслить». Без преодоления основной проблемы сегодняшнего образования и, соответственно, основной характеристики педагогического труда, а именно – вербализма, все попытки реформировать, модернизировать, а тем более развивать школу окажутся несостоятельными.
Научная школа под руководством Ю.В. Громыко для развития практики образования предлагает реализовать потенциал мыследеятельностного подхода. Работа с педагогом выстраивается на основе специально созданной единицы для описания мышления, называемой подходом (в англоязычной литературе – approach, в немецкоязычной – Zugang). Ю.В.Громыко характеризует представление о мышлении как то, что должно быть техническим, т.е. представления, которые формируются о мышлении, должны быть задействованы в работе самими же создавшими эти представления членами коллектива. Он использует образ трилогии, в которой приходится находиться постоянно, и соответствующие этой трилогии уровни.
Первый уровень – теоретический, где задаются и вырабатываются представления, в частности о том, что такое методы и что такое мышление. Второй уровень – уровень экспериментальной практики, куда данные теоретические представления вносятся как технические, обеспечивающие самоорганизацию и организацию работы коллектива. Третий уровень – общественно-исторический универсум, который нужно воспроизводить в мышлении и в понимании и сталкивать с теми локальными фрагментами экспериментальной практики, куда эти теории переносятся.
Подобная организация работы и определяет структуру такой формы мышления, которая может быть охарактеризована как подход.
Мыследеятельностная педагогика в качестве своего базового исходного методологического основания имеет схему мыследеятельности. Схема мыследеятельности фиксирует три пласта человеческой культуры – мышление, коммуникацию и действие, а также связывающие их процессы понимания и рефлексии. На основании этого концептуального подхода в мыследеятельностной педагогике целенаправленно строится работа со всеми вышеназванными процессами. При этом принимается особая культурная миссия – вводить ребенка в действительность мышления.
<...>
Литература
- Громыко Ю.В. Мыследеятельность: курс лекций: В 3 кн.: Кн. 2. Введение в методологию. М.,2005.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М., 2000.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Педагогика и логика. М., 1992.
- Половкова М.В. Планирование, конструирование и сценирование: ступени развития педагогической деятельности// «Пушкинское слово»: формирование филологической культуры/ Редкол. И.Л.Багратион-Мухранели, Л.В.Голубцова, Ю.В.Громыко и др. М.,2003.
- Половкова М.В. Условия освоения задачной формы организации образовательного процесса в школе. Тюмень, 2002.
- Устиловская А.А. Центр инструкционного дизайна в образовании //Новые педагогические технологии/ Отв. ред. Л.Е.Курнешова. М., 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2132
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1080
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2