Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Соотношение выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профильного обучения 925

Шахова Е.Д., аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, jenyok@list.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме введения профильного обучения в российские школы. Автором было проведено исследование, цель которого – выявление специфики соотношения выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профиля обучения у разных групп учащихся. В качестве основной гипотезы использовалось следующее предположение: существует несоответствие выбора индивидуального набора предпрофильных курсов в IX классе выбору последующих профилей обучения в X–XI классах, и отсутствие этого несоответствия у не готовых к выбору учащихся может повлиять на изменение индивидуально-образовательного маршрута, которое в дальнейшем может привести к профессиональному выбору, не отвечающему собственным желаниям и способностям учащегося. В частности, было предположено, что в наибольшей степени это несоответствие проявляется у неуспевающих учащихся и что различается отношение к такому несоответствию самих школьников, их учителей и родителей: школьники относятся к этому больше позитивно, а учителя и родители – негативно. В исследовании приняли участие 120 человек (учащиеся X –XI классов профильных школ, их родители и учителя). Для проверки гипотез использовались профориентационные диагностические методики, личностные опросники и анкетирование. Результаты исследования подтвердили возможность искажения индивидуально-образовательного маршрута, поскольку существуют категории учащихся, которые, считая необходимым совпадение предпрофильных курсов и профильного обучения, сужают возможность осуществления большего количества предпрофильных проб (получения разнообразного опыта), а, следовательно, более осознанного и самостоятельного выбора в соответствии со своими желаниями и способностями.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Общая проблема на сегодняшней день – модернизация системы российского образования. В настоящее время разрабатываются различные подходы в обучении, ориентированные на индивидуализацию образовательного процесса, и один из таких подходов – профильное обучение.

Профильное обучение, по мнению Г.П.Логиновой [5], ставит учащихся в условия ранней профессионализации и специализации знаний. Учащимся приходится делать вынужденный выбор элективных курсов уже в IX классе на этапе предпрофильной подготовки. Без научного обоснования и методического обеспечения процесса  психологического сопровождения все эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития подростков.

Кроме того, общество в лице родителей и учителей предъявляет  ребенку противоречивое требование включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и в то же время обладать универсальными знаниями, значительным набором личностных качеств, широким кругозором, обилием интересов.

Учитывая вышеперечисленные проблемы профессионального самоопределения, в  частности выбора предпрофильных курсов и профильного обучения, необходимо понимать, что суть предпрофильной подготовки заключается в ознакомлении ребенка с  наибольшим количеством различных профессиональных сфер, для того чтобы он осуществил  «профессиональные пробы» и «пробы выбора профиля» [14, с. 19–26;13]. И чем обширнее будет опыт предпрофильной подготовки, тем успешнее будет осуществляться выбор профиля и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Актуальность представленной в данной статье работы определяется  противоречием между расширяющимся масштабом изменений в системе образования молодежи, с одной стороны, и явным недостатком исследований, выявляющих особенности становления профессионального самосознания старшеклассников на разных этапах обучения в школе, с другой стороны.

Целью проведенного нами исследования стало выявление специфики соотношения выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профиля обучения у разных групп учащихся.

В качестве объекта исследования было выбрано профессиональное самоопределение в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения, а в качестве предмета исследования – особенности выбора индивидуального набора  предпрофильных курсов и выбора профиля дальнейшего обучения.

Основная гипотеза  исследования состояла в том, что существует несоответствие  выбора индивидуального набора предпрофильных курсов в IX классе и выбора последующих профилей обучения в X–XI классах, и отсутствие этого несоответствия у не готовых к выбору учащихся может повлиять на изменение индивидуально-образовательного маршрута, которое в дальнейшем может привести к  профессиональному выбору, не отвечающему собственным желаниям и способностям учащегося. В частности, в наибольшей степени это несоответствие проявляется у неуспевающих учащихся.  Различается также отношение к такому несоответствию  самих школьников, их учителей и родителей: школьники относятся к этому больше позитивно, а учителя и родители – больше  негативно.

<...>

Литература
  1. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М., 2006.
  2. Гильманов Д. Структурные изменения и возможные модели шкoл // Наука и школа Татарстана. 2002. № 8.
  3. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб, 2004.
  4. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. 
  5. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование.  2003. № 3.
  6. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников:  Книга для учителя и социального педагога / Под редакцией С.Н.Чистяковой, Н.Ф.Родичева. М., 2004.
  7. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М., 2005.
  8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М., 2005.
  9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.
  10.  Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образования. М., 2003.
  11.  Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год (Приложение к письму Министерства  образования РФ от 28.08.2003 № 03-51-156 ин/13-03).
  12.  Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 № 14-51-102/13).
  13.  Хейзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). М., 2007.
  14.  Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика