Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения * 5036

Захарова И.М., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов (ФБГОУ ВПО «НИСПТР»), Набережные Челны, Россия, zaharova-i@mail.ru
Федекин И.Н., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО НГПУ, Набережные Челны, Россия, ifedekin@mail.ru

Аннотация

В статье представлена разработанная авторами математическая модель профессиональной компетенции учителя начальной школы на основе применения метода множественного регрессионного анализа. Определена структура профессиональной компетенции учителя начальных классов, полученная методом экспертных оценок, соответствующая ФГОС второго поколения. Описана структура профессиональной компетенции учителя, включающая следующие виды специальных компетенций: профессиональные знания, методические умения, рефлексивно-аналитические умения, коммуникативная компетенция, социальная компетенция, правовая компетенция, результативность деятельности, информационная компетенция и организационные умения. С помощью методики шкалирования и ранжирования выделены частные компетенции, входящие в структуру специальных компетенций учителя. Представлены технология оценки профессиональных компетенций учителя начальных классов и процедура аттестации учителя в условиях перехода к новым образовательным стандартам.

Ключевые слова: профессиональная компетенция учителя начальных классов, структура компетенции, модель профессиональной компетенции, процедура аттестации, уравнение множественной регрессии, квалификационная категория

Рубрика: Подготовка педагогических кадров на основе идей развития

Тип: научная статья

* Исследование выполнено при поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг., госконтракт № П612 от 07.08.2009.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В связи с принятием новых Федеральных образовательных стандартов второго поколения возникла необходимость пересмотреть содержание образования, формы, методы обучения и воспитания, роль и место учителя в образовательном процессе, способы определения уровня профессионализма учителя начальной школы.

Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя начальной школы [3].

На основе сравнительного анализа различных теоретических подходов, а также требований ФГОС общего образования второго поколения на первом, теоретическом, этапе работы была определена структура профессиональных компетенций учителя начальных классов: методические умения; организаторские умения; рефлексивно-аналитические умения; информационная компетенция; правовая компетенция; социальная компетенция; коммуникативная компетенция; профессиональные знания; результативность деятельности.

Далее была произведена оценка важности данных компетенций для деятельности учителей начальных классов группой экспертов с помощью неградуированных шкал Дембо–Рубинштейн. Обработка оценок экспертов производилась при помощи метода множественного регрессионного анализа [2], в результате чего были получены модели оценки профессиональных компетенций в виде уравнения множественной регрессии для каждой квалификационной категории (базовой, первой и высшей).

На втором этапе исследования было определено содержание каждого специального вида профессиональной компетенции учителя.

С этой целью использовались методы ранжирования и экспертные оценки. Экспертам был предложен список специальных профессиональных компетенций, составляющих тот или иной вид общей профессиональной компетенции.

<...>

Литература
  1. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. М., 1996.
  2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособие. СПб., 2004.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.09, № 373 // Вестник образования России. 2009. № 2.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика