Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Международный симпозиум «Научная школа В.В.Давыдова: проблемы теории и практики» (16–17 сентября 2010 г.). Рефлексия участников 887

Медведев А.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, al.medvedeff2009@yandex.ru
Жуланова И.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, irina.julanova2010@yandex.ru
Полный текст

В рамках Международного симпозиума «Научная школа В.В.Давыдова: проблемы теории и практики» (16–17 сентября 2010 г.), приуроченного к 80-летию со дня рождения В.В.Давыдова, в большой аудитории ПИРАО состоялось пленарное заседание «Вклад научной школы В.В.Давыдова в развитие и психологической науки и образования». Пользуясь предоставленной нам возможностью, мы попытаемся обобщить и систематизировать (в первом приближении) свои впечатления от докладов, прослушанных на этом пленарном заседании.

По нашему мнению, все выступления можно объединить в четыре группы в соответствии с общей направленностью их содержания. Вниманию участников симпозиума были представлены, несомненно интересная ретроспекция, восстанавливающая исходный контекст возникновения базовых идей теории учебной деятельности, констатация жизнеспособности этой теории и возможностей решения на ее основе актуальных задач образования, перспектива развития теории и возможности выхода за границы обучения в контекст развивающего образования и антропологически ориентированной образовательной практики, а также особо ценное и значимое – живые воспоминания о личности В.В.Давыдова.

Ретроспекция. Реконструкции исходной «точки роста», в которой впервые обнаруживаются черты будущей теории, было посвящено выступление Л.Ф.Обуховой «В.В.Давыдов – ученый из научной школы П.Я.Гальперина». Скрупулезный анализ диссертационного исследования В.В.Давыдова и пометок его научного руководителя П.Я.Гальперина, оставленных на полях автореферата, восстанавливает преемственность ряда идей и позволяет по-новому увидеть соотношение теории учебной деятельности и теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.

К этой тематике примыкает и выступление В.С.Лазарева «Проблема формирования умственной деятельности в теориях П.Я.Гальперина и В.В.Давыдова», в котором, напротив, акцент сделан на различиях в понимании ориентировочной основы действия в рассматриваемых теориях. Представляется важным обращение к докладу В.В.Давыдова «Анализ структуры мыслительного акта» (1960 г.), в котором генез мыслительного действия был связан с понятием и понятийным опосредствованием. Наверное, можно говорить о том, что если для Л.С.Выготского мысль не завершалась в слове, а совершалась в нем, то для В.В.Давыдова мыслительный акт не завершался понятием, а совершался в понятии, в понятийном опосредствовании. Спустя почти 20 лет В.В.Давыдов вернется к изучению генеза идеальных (знаково-символических) действий в связи с проблемой интериоризации (исследование, выполненное совместно с В.П.Андроновым).

Доклады В.П.Зинченко и Б.Д.Эльконина, на наш взгляд, можно отнести к рефлексивным. Доклад В.П.Зинченко рефлексивен, начиная с названия – «Опыт думанья о думаньи». Обсуждать содержание этого выступления крайне сложно ввиду обширного, не только научного, но и общекультурного, контекста, который Владимиру Петровичу каждый раз удается втянуть в круг обсуждаемой проблемы. Как нам представляется, исключительная способность автора к дивергенции–конвергенции идей позволяет ему увидеть культуросозидательный пафос теории В.В.Давыдова, преодолев узость психолого-педагогических оценок. На наш взгляд, содержание доклада продолжает и расширяет текст «Готовность к мысли» («Культурно-историческая психология».2005.№2), написанный к 75-летию В.В.Давыдова.

Констатация жизнеспособности. Доклад Б.Д.Эльконина «Что такое обобщенный способ действия?» показал, как базовые понятия теории могут быть представлены в своих предельных экспериментальных конкретизациях, задающих новую модель для их понимания и позволяющих увидеть новое содержание.

«Обобщенный способ действия» – центральное понятие теории В.В.Давыдова, предстающее как результат решения учебной задачи и как показатель различения теоретической и эмпирической форм мышления, – рассматривается Даниилом Борисовичем в контексте генеза фундаментальной человеческой способности строить функциональные органы действия. Представления о том, что есть обобщенный способ действия, соотносятся с уникальной практикой в экспериментах по становлению звуко-высотного слуха А.Н.Леонтьева и способом экспериментирования с построением зрительного образа, предложенным В.П.Зинченко, а также – с построением образа движения в исследовании В.П.Зинченко и Н.Д.Гордеевой. Мы полагаем, что описание развивающейся под руководством Б.Д.Эльконина экспериментальной практики (исследование А.А.Егоровой) позволит лучше понять происхождение обобщенного способа действия в контексте освоения культуры, а не только в границах специально организованной учебной практики.

Перспективы развития. Доклад В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева «Антропологические перспективы научной школы В.В.Давыдова», а также доклад В.Т.Кудрявцева «Становление системы РО: от развивающего обучения – к развивающему образованию» обозначают дальнейшие направления развития теории В.В.Давыдова. По этому вектору с ними совпадает и доклад Ю.В.Громыко «Мыследеятельностная педагогика и теория развивающего обучения В.В.Давыдова». Обобщая содержание этих выступлений, можно констатировать, что теория В.В.Давыдова сегодня становится основанием для проектной деятельности в  сфере образования.

Зарубежные гости С.Веджетти (Италия) и В.Василев (Болгария) продемонстрировали интерес к теории В.В.Давыдова в связи с практикой высшего гуманитарного образования. В докладе В.Василева нельзя не отметить неожиданное для нас обращение к теории и практике исследований научной школы Ж.Пиаже и построение параллелей между понятиями «действие», «способ действия» и принятым в зарубежной психологии понятием «когнитивная схема».

Личность В.В. Давыдова. Особое впечатление оставили выступления Л.В.Берцфаи, В.В.Рубцова и В.С.Собкина. В них Василий Васильевич Давыдов предстал не только как автор теории, но и как Учитель, основатель научной школы, как неординарная личность, способная на поступки, которые несут в себе эффекты (и аффекты) «длительного последействия».

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика