Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности тематической организации единиц учебного содержания при реализации деятельностного подхода к обучению 613

Чернушевич В.А., доцент кафедры юридической психологии и права, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vasiha@mail.ru

Аннотация

В статье учебный процесс рассматривается как форма развития индивидуального опыта учащихся через включение в развивающуюся профессиональную деятельность. Описываются принципы организации учебной деятельности, главный из которых –– принцип деятельностной тематизации единиц учебного содержания. Он позволяет выделить единицу учебной деятельности, которая учитывает начальное состояние опыта учащегося, актуализацию этого опыта в учебной ситуации, проблематизацию и изменение опыта до профессионально значимого состояния. Показывается, как в ходе профессиональной подготовки психологов можно преобразовать «недеятельностные» темы в «деятельностные». Предлагается схема учебного модуля подготовки исследователей и практических психологов. Формулируются основные принципы организации учебного процесса, необходимого для формирования компетенций: принципы практикоцентричности, раннего профессионального самоопределения, рефлексивно-деятельностного взаимодействия теоретических дисциплин с практикой (ассоциированные учебные курсы).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Мы говорим, что человек развивается в деятельности, вместе с деятельностью, называем это деятельностным подходом и, поскольку этому подходу в психологии в скором времени исполнится сто лет, считаем это утверждение почти очевидной истиной и ссылаемся на классиков.

Очень четко и конструктивно деятельностный подход определен представителями московской психолого-педагогической школы:

«Деятельностный подход к процессу учения требует принципиально иного рассмотрения соотношения знания и умения.

Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.

Знать, это – всегда выполнять какую-то деятельность или действие, связанное с данным знанием.

Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать умения по их применению – перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение...»  [3, с.15].

<...>

Литература
  1. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  2. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М., 1981.
  3. Талызина Н.Ф. Основные теории учения. М.,1998.
  4. Чернушевич В.А. Модели учебной деятельности, используемые для анализа и проектирования учебного процесса// Эксперимент и инновации в школе. 2010.№1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика