Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения 865

Кондратьев Ю.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ukondratiev@yandex.ru
Сачкова М.Е., доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, ФГБОУ ВО РАНХиГС, Москва, Россия, msachkova@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты социально-психологического исследования, направленного на выявление особенностей отношений межличностной значимости в студенческих сообществах. Рассматриваются вопросы, касающиеся специфики интрагруппового структурирования учебных групп психолого-педагогических вузов. В исследовании приняли участие 743 студента I–V курсов МГППУ, Университета РАО, МГПУ. В ходе работы применялся комплекс социально-психологических методов и методических приемов: социометрическая и аутосоциометрическая процедуры, референтометрическая и аутореферентометрическая процедуры, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, модифицированный вариант техники «репертуарных решеток» Дж.Келли. Были получены данные, демонстрирующие статистически значимые различия в характере процесса дифференциации в студенческих группах, находящихся на разных этапах своего становления. В статье также показана специфическая роль среднестатусных студентов в установлении системы межличностных отношений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В условиях современного российского образования, когда происходит  кардинальная смена парадигмальных подходов к обучению и воспитанию и осуществляется, наконец, постепенное вытеснение учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированной, реальным субъектом в рамках образовательной практики становится обучающийся. В связи с этим принципиальную значимость начинают приобретать факторы неформальной системы отношений межличностной значимости. По-особому данные типы взаимосвязей складываются в студенческих группах.

Следует отметить, что в последние десятилетия все больше исследователей обращаются к проблеме изучения межличностных отношений в студенческих сообществах (Г.М.Белокрылова, А.Э.Варчев, К.М.Гайдар, А.Д.Гусейнов, Э.Г.Исаева, Е.Л.Козуб, П.В.Лебедчук, А.М.Муталимова, А.С.Силаков и др.). При этом пристальное внимание уделяется, прежде всего, детерминантам положения учащихся в группах, типам их взаимодействий, а также генезису основных внутригрупповых феноменов. Например, Е.Л.Козуб установила корреляционную зависимость между ценностными ориентациями личности и ее положением в группе [3]. Ею также была выявлена динамика межличностных отношений на разных курсах. Было определено, что на I–II курсах формируется больше микрогрупп и наблюдается небольшое число лидеров; на III–IV курсах группы становятся более открытыми, в этот период можно также зафиксировать самые высокие показатели эмоциональной сплоченности и ценностно-ориентационного единства. А.С.Силаков установил, что уровень адекватности самооценки резко возрастает на II курсе. Адекватность самооценки низкостатусных членов студенческих групп растет соответственно длительности существования группы [7]. А.М.Муталимова  доказала, что высокий уровень межличностных отношений связан с умеренной экстраверсией и средней тревожностью членов группы, средний – с высокой экстраверсией, низкий – с интроверсией, а также с высокой или низкой тревожностью испытуемых [5].

<...>

Литература
  1. Варчев А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2003.
  2. Гайдар К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1994.
  3. Козуб Е.Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1994.
  4. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества: Учеб. пособие. М., 2006.
  5. Муталимова А.М. Взаимосвязь темперамента и особенностей межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1998.
  6. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. М. – Воронеж, 2002.
  7. Силаков А.С. Организованность группы как фактор, влияющий на динамику адекватности осознания статусной структуры индивидуумами с полярным статусом // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях / Отв. ред. А.С.Чернышев. Курск, 2000.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика