Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методология изучения имиджа как социально-психологического феномена * 1646

Дагаева Е.А., кандидат социологических наук, доцент кафедры рекламы факультета психологии и cоциальных коммуникаций Таганрогского института управления и экономики, Таганрог, Россия, dagaeva@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается вклад ряда методологических подходов к изучению такого сложного и многомерного социально-психологического феномена, как имидж, в раскрытие его природы, закономерностей формирования и функционирования. К числу достижений социально-психологического подхода автор относит глубокую проработанность понятия «имидж», дифференциацию данного понятия от традиционно смешиваемых с ним, а также описание структуры и механизмов формирования имиджа с опорой на теорию социальных представлений. Развитие акмеологического подхода к изучению имиджа, по мнению автора, является своевременным откликом на социальный заказ российского общества, озабоченного подменой глубокого содержания имиджа субъекта его поверхностной формой, стремлением «не быть, а казаться», превращением политика, руководителя, профессионала в «товар» на соответствующем рынке. Эвристическая ценность акмеологического подхода к изучению имиджа состоит в том, что он включает в себя показатели профессионализма и компетентности, способности личности к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Таким образом, значимым достижением последних десяти лет в изучении имиджа можно считать переход от манипулятивной объектной методологической парадигмы к гуманистической интерсубъектной.

Ключевые слова: имидж, социальное представление, самопрезентация, социальная роль, имиджмейкинг

Рубрика: Психологические исследования

Тип: научная статья

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Целевой конкурс поддержки молодых ученых», проект № 10-06-95678 и/Мл.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На протяжении последних десяти лет в отечественной психологической науке наблюдается постоянно возрастающий интерес к имиджу как социально-психологическому феномену. Имидж является предметом большого количества научных публикаций, докладов, монографий, учебных пособий. Только за 2002–2009 гг. было защищено свыше 20 кандидатских и докторских диссертаций, посвященных проблематике имиджа.

Рост интереса психологов к имиджу закономерен: бурное развитие таких сфер социальной практики, как реклама, паблик рилейшнз, коммуникационный менеджмент,  требует научного обоснования природы, закономерностей формирования и функционирования имиджа как феномена, оказывающего влияние на сознание и поведение субъекта и групп.

К настоящему времени в области изучения имиджа накоплен достаточно большой теоретический и эмпирический материал, который нуждается в систематизации и осмыслении.

Цель данной статьи – анализ эвристического потенциала и вклада отдельных методологических подходов к изучению имиджа как сложного и многомерного социально-психологического феномена в раскрытие его природы, закономерностей формирования и функционирования.

<...>

Литература
  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. заведений. М., 2001.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие: 2-е изд. М., 2000.
  3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «паблик рилейшнз». СПб., 2003.
  4. Быстрова Т.Ю. Определение имиджа: аналитика и феноменология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.taby27.ru/tvorcheskie_raboty/50/imagelogija_statji/image_analytic.html.
  5. Володарская Е.А. Социально-психологическая концепция имиджа науки: Автореф. дис. … д-ра  психол. наук.   М., 2009.
  6. Горбаткин Д.А. Имидж организации: структура, механизмы функционирования, подходы к формированию: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.
  7. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
  8. Давыдов Д.Г.  Социально-психологические особенности имиджа вооруженных сил России в молодежной среде: Автореф. дис. … канд.  психол. наук. М., 2005.
  9. Костенко Е.П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2008.
  10. Леонтьев Д.А. Образ, по которому нас встречают // Рекламный мир. 1995. № 6.
  11. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие. М., 2002.
  12. Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия (Содержание и пути развития): Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003.
  13. Шкуратова И.П. Исполнение социальных ролей как механизм создания имиджа личности // Имиджелогия-2005: Материалы третьего международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А.Петровой. М., 2005.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика