Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды 1140

Леонова О.И., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, olesya_leonova@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологической безопасности образовательной среды средней школы и эмоционально-личностной сферы подростков. Раскрыта теоретическая модель психологически безопасной образовательной среды школы, не угрожающей личностно-эмоциональной защищенности. Установлены значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков, характеризующие состояние личности в среде (эмоционально-личностное благополучие – позитивное самоотношение и самооценка, отсутствие тревожности, фрустрации, страхов, эмоциональной напряженности), а также отношение личности к данной среде (эмоциональное отношение к учению, личностная адаптация). В результате масштабного исследования двух московских школ выявлено статистически значимое различие в степени психологической безопасности их образовательных сред. Описаны новые феномены, раскрывающие роль психологической безопасности образовательной среды в эмоционально-личностной сфере подростков.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена в нашей стране на государственном уровне: в «Концепции модернизации российского образования», в городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5» на 2009 – 2011 гг. В связи с этим актуальной практической задачей учреждений образования становится создание  социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал учителей и учеников. Важнейшая характеристика такой среды – психологическая безопасность. Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а школьникам – состояние психологической защищенности. Подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия. Поэтому эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует благоприятному развитию личности школьника.

Исследователями установлены два главных аспекта психологических характеристик образовательной среды (ОС) – безопасность социальной среды как среды жизнедеятельности человека и безопасность поведения человека (угрозы, опасности, риски) [4].

<...>

Литература
  1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды / Под ред. И.А.Баевой: Учеб. пособие. М., 2009.
  2. Баева И.А, Рубцов В.В. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечения психологической безопасности// Экспертиза психологической безопасности образовательной среды: Информационно-методический бюллетень ГЭП II уровня/ Под ред. И.А.Баевой, В.В.Коврова. М., 2009.№2.
  3. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. №2.
  4. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности// Безопасность образовательной среды: Сб. статей : В 2 ч. Ч. II / Отв. ред. и сост. Г.М.Коджаспирова. М., 2008.
  5. Коджаспирова Г.М., Вихристюк О.В., Ковров В.В., Коджаспиров А.Ю. Безопасность детского образовательного учреждения: Концепции. М., 2009..
  6. Леонтьев Д.А.Очерк психологии личности: 2=е изд. М., 1997.
  7. Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. №1.
  8. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда урока в школах разных типов // Психологическая наука и образование.  2000. № 3.
  9. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса// Психологическая наука и образование.  1997. № 1.
  10. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007.
  11. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться.  М., 2002.
  12. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) //Психологическая наука и образование. 1996. №4.
  13. Улановская И.М. Понятие образовательной среды // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: Сб. материалов / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. М., 2006.
  14. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика