Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние отметки на поведение младших школьников в ситуации выбора учебного задания 1262

Зайцев С.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, loo-site@rambler.ru

Аннотация

Целью описываемого в статье исследования было выявление того, как отметка влия-ет на поведение младших школьников в ситуации выбора учебного задания, на их учебную самооценку и мотивацию. В качестве испытуемых в эксперименте приняли участие 20 учеников IV класса ГОУ Центр образования № 975 г. Москвы (10 мальчиков и 10 девочек с различным уровнем учебной успеваемости). В ходе исследования были проведены два эксперимента, в каждом из которых учащиеся самостоятельно выбира-ли и выполняли на отметку учебные задания по математике. Разница между экспери-ментами заключалась только в особенностях отметочного оценивания результатов их работы. Исследование показало, во-первых, что при определенных изменениях отме-точной системы можно преодолеть ее недостатки, и во-вторых, что ситуация выбора может стать эффективным инструментом для опосредованного управления учением школьников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Личностно ориентированная система образования рассматривает обучение как процесс, основанный на личной активности школьников. Это значит, что каждому ученику предоставляется право на самоопределение, т.е. право реально влиять на то, что и как он изучает, в частности, проявлять свою индивидуальную учебную избирательность – делать выбор.

Как показывает наш опыт, рекомендация учителям создавать на уроке ситуации, когда школьник имеет возможность выбора учебного задания, вызывает у учителей множество вопросов: Как правильно организовать процедуру выбора? Что делать, если дети выберут себе «неподходящее» (т.е. слишком простое или слишком сложное, по мнению учителя) задание? Когда и как проверять выполнение учащимися выбранных заданий? Как, какой отметкой оценить персональный выбор и выполнение ребенком учебного задания? Как отметка влияет на поведение младших школьников в ситуации выбора? Поиску ответа на последний вопрос и было посвящено наше исследование, которое состояло из двух последовательных экспериментов.

<...>

Литература
  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1991.
  2. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. №2.
  3. Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопросы психологии. 2009. № 5.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  5. Липкина А.И. Психологический анализ труда, вложенного в учение// Вопросы психологии. 1983. № 6.
  6. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие.  М., 1995.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика