Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Осваиваем компьютерные среды: «Лого Миры» на службе у практического психолога. Опыт создания Лого-проектов в учебной практике МГППУ 930

Митина О.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», Москва, Россия, omitina@inbox.ru
Сорокина В.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории количественной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, Versorokina@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблемам освоения психологами инновационных мультимедийных технологий как средства психодиагностики и психокоррекции. В качестве примера рассматривается компьютерная программа «ЛогоМиры» («Лого»), для освоения которой в необходимом объеме требуется всего несколько академических часов. Данная программа установлена в компьютерных классах большинства московских и многих региональных школ, используется в различных образовательных дисциплинах, но все еще остается неизвестной и невостребованной психологами. В рамках спецкурса для магистрантов факультета психологии образования МГППУ был прочитан спецкурс «Мультимедийная среда “Лого”» с целью предоставить в распоряжение психолога принципиально новые инструменты для практической и психотерапевтической работы и сформировать навыки работы с ними в профессиональной деятельности. В статье анализируются достоинства и недостатки программы, способы ее применения и возможные пути модернизации, приводятся отчеты и рефлексивный анализ слушателей указанного курса, которые можно рассматривать как экспертную оценку возможностей использования данной программы в психологии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, особенно в жизнь подрастающего поколения, что пришла пора и практическим психологам расширять арсенал своих средств, осваивая широкие технические возможности, предоставляемые компьютерными средами. Споры относительно пользы и вреда от взаимодействия молодежи с компьютером ведутся специалистами различных областей, ученые изучают влияние компьютерных игр на человека. Результат этих дискуссий практически не затрагивает развивающийся поток масс-медиа, несмотря на опасения физиологов, педагогов и психологов, технический прогресс этими спорами не остановишь − большую часть времени дети и молодежь проводят перед электронными экранами. И будет более конструктивным, если психологи начнут осваивать возможности компьютера в более широком варианте их применения: не только для замены бумажных бланков электронными носителями, но и для работы с испытуемым или клиентом – и в процессе диагностики, и как психокоррекционый инструментарий.

Чрезвычайно разнообразны проблемы, связанные со спецификой развития и функционирования детской психики в процессе работы с компьютером. Они предполагают изучение форм и видов взаимодействия с компьютером, анализ основных функций межличностного взаимодействия, которые могут быть реализованы в ходе работы с компьютером [7]. В частности, оценивая ту или иную программу с точки зрения целесообразности ее использования для работы с детьми, необходимо учитывать требования не только дидактичности (достоинства программы с точки зрения педагога), но и «экологичности» (главное − не навредить). Мы −  психологи, педагоги − всегда должны задавать себе вопрос: «Чего лишается ребенок и что он выигрывает в том случае, если в качестве приятеля, советчика, наставника и т.д. у него выступает компьютер?» − и стараться на него ответить.

<...>

Литература
  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003.
  2. Белова Г.В. Программирование в среде Лого. Первые шаги. М., 2006.
  3. Брусенцова Т.Н. О психолого-педагогических принципах компьютерной системы обучения Лого // Вопросы психологии. 1986. №2.
  4. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
  5. Ениколопов С.Н., Митина О.В.  Психодиагностические возможности компьютерной среды «Лого»  //Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте /Сост. Н.Б.Чудова. М., 1998.
  6. ЛогоМиры. Справочное пособие /Пер. с англ. С.Ф.Сопрунова; под ред. А.Л.Семенова. М,1996.
  7. Митина О.В. Компьютерная среда «Лого» с точки зрения психолога. //Информатика и образование. 1995. №5.
  8. Патаракин Е.Д., Травина Л.Л., Руденко В.П. и др. Возможности среды Лого. Обучающие проекты и новые микромиры. М., 1993.
  9. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М., 1989.
  10. ПервоЛого 3.0: Справочное пособие. М. 1998.
  11. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы психологической диагностики. М., 1992.
  12. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  13. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. М, 2007.
  14. Хоменатаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» //Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
  15. Яковлева Е.И. ЛогоМиры 3.0. Специальные советы. М., 1996.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика