Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Символ как средство развития ценностно-смысловых представлений дошкольников 767

Лебедева Т.А., аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета , Москва, Россия, LebTan@gmail.com

Аннотация

В статье описаны результаты эмпирического исследования, направленного на изучение ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста. Были выделены наиболее часто встречающиеся и используемые в дошкольной образовательной практике понятия, которые отражают эмоциональные состояния, характеристики и свойства личности, являются этическими категориями. Теоретический анализ психологических исследований, посвященных изучению смысловой сферы человека, роли символа в сознании и взаимосвязи психологических категорий «смысл» и «символ» позволил применить для выявления содержания этих понятий у дошкольников модифицированный вариант методики «Пиктограмма». В исследовании приняли участие 102 дошкольника от 3 до 6 лет. Изучение символических обозначений предлагаемых детям слов дало возможность выявить некоторые смыслы, с которыми у детей связаны данные понятия, а виды используемых дошкольниками символов позволили сделать заключения об их источниках. Выяснилось, в частности, что для обозначения понятий дети прибегают и к культурным (общекультурные и групповые), и к индивидуальным символам, а соотношение и динамика частоты применения того или иного вида символов обусловлены возрастом и спецификой самого понятия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследование проблемы развития ценностно-смысловых представлений в дошкольном возрасте основано на анализе существующих в отечественной психологии подходов к изучению личности, смысловой сферы человека и роли символа в развитии сознания, психики человека, которые разработаны в рамках культурно-исторической и деятельностной парадигм.

В современных работах, посвященных вопросам становления личности, можно выделить направление, изучающее ценностно-смысловую сферу человека (Т.М.Буякас, О.Г.Зевина, С.Л.Рубинштейн, Н.И.Сулейманова и др.) [2; 11]. В условиях развития российского общества этот аспект исследования развития сознания, личности особенно актуален. Философские и психологические разработки проблемы смысла, ценностных ориентаций человека содержатся в ряде трудов (Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Н.В.Кулагина и др. [6; 8; 11]).

Литература
  1. Афанасьева А.П. Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности: Дис. … канд. психол. наук. М., 2002.
  2. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов – в индивидуальном сознании// Вопросы психологии. 1997. № 5.
  3. Веракса А.Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии //Вопросы психологии. 2006. №  6.
  4. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М.   Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. 1996. № 3.
  5. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М.  Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка-дошкольника//Вопросы психологии.1994. № 2.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.Т.6. М, 1984.
  7. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий   у ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т.Т.1.Психическое развитие ребенка. М., 1986.
  8. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания: Учеб. пособие. Воронеж, 1999.
  9. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
  10. Подзорова Е. Л. Исследование особенностей эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте при решении познавательных заданий // Психологическая наука и образование. 2007. №5.
  11. Сулейманова Н.И. Формирование ценностно-смысловой сферы у младших школьников средствами предметно-смыслового диалога в совместно-разделенной деятельности //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т.12. №5. 
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика