Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические механизмы становления зрелости личности у подрастающего поколения средствами образовательной среды 927

Морозова Е.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара, Россия, eamorozova063@rambler.ru

Аннотация

Целью настоящей статьи является теоретический анализ возможных психологических механизмов, участвующих в становлении зрелости личности у подрастающего поколения в рамках образовательной среды. Актуальность работы определяется значимостью указанного процесса в условиях современной социальной ситуации. В исследовании раскрываются следующие дефиниции: «зрелость личности», «становление личности», «духовно-нравственное становление зрелости личности». Акцент в исследовании делается на анализе духовно-нравственной составляющей зрелости личности. Рассматриваются средства образовательной среды, в качестве которых выступают: ценностно значимая информация, личностно ориентированное преподавание, диалогический характер общения, эмоциональное принятие юношей и девушек. Дается содержательный анализ таких психологических механизмов становления зрелости личности, как персонализация, персонификация, кристаллообразование, когнитивная реконструкция. В статье подчеркивается синергийный характер процесса становления зрелости личности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Становление зрелости личности у юношей и девушек, в первую очередь ее духовно-нравственной составляющей, с помощью средств образовательной среды является чрезвычайно актуальной проблемой, особенно в сегодняшней социальной ситуации. В рамках образовательного процесса, да и в повседневной жизни, повсеместно приходится наблюдать доминирующую в молодежной среде тенденцию «латентной духовности», которая, как предлагают В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов, может быть названа «антропогенией» [12, с. 62]. Это та ситуация, когда юноши и девушки даже не подозревают о возможности духовной жизни и о существовании нравственных законов или имеют об этом весьма слабое представление и живут по принципу «здесь и сейчас», ориентируясь на свои актуальные потребности и желания. Вполне очевидно, что подавление и вытеснение духовного уровня влечет за собой обеднение личности, ее незрелость. Поэтому важно понять, какие средства образовательной среды могут сыграть свою роль в становлении зрелости личности у подрастающего поколения и обсудить возможные психологические механизмы, которые задействованы в этом сложном многоуровневом процессе.

Литература
  1. Акопов Г.В. Язык, сознание, ментальность // Ментальность Российской провинции. Сборник материалов Vem Всероссийской конференции по исторической психологии Российского образования. Самара, 2005.
  2. Батракова С.Н. Методологические проблемы становления целостной личности // Мир психологии. 2004. №3.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. Научный сборник / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростелевой. СПб., 1997.
  5. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1995.
  6. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 1999.
  7. Конспект лекций по дисциплине «Христианская антропология» для студентов всех специальностей дневной формы обучения / Сост. Е.В.Шестун, И.А.Подоровская, С.В.Ворожейкин. Самара, 2005.
  8. Ничипоров Б. Времена и сроки. Проповеди, беседы, эссе: В 2 кн. Кн.1. М., 2002.
  9. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А.Леонтьева. М., 2002.
  10. Рубцов В.В. Проблема соотношения светского и духовного в современных образовательных моделях // Московская городская учительская семинария: Научный сборник / Сост. и общ. ред. А.Д.Червякова. М., 1997.
  11. Симонова Н.М. Информационно-знаниевые аспекты современного образования в контексте ментальности // Ментальность Российской провинции: Сборник материалов Vem Всероссийской конференции по исторической психологии российского образования. Самара, 2005.
  12. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. №4.
  13. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Фельдштейн Д.И.Избранные труды: В 2 т. Т 1. М.–Воронеж, 2005.
  14. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. ; общ. ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева. М., 1990.
  15. Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1998.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика