Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья 1952

Поташова И.И., педагог-психолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 532 г. Москвы, Москва, Россия, aip@comtv.ru

Аннотация

Статья содержит теоретические положения об основных функциях и направлениях работы специалистов с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эти теоретические положения рассматриваются через призму проблем, которые испытывает данная категория семей. Автор показывает степень теоретической разработанности проблемы и предлагает пути ее решения путем создания методики оказания психолого-педагогической помощи данной категории семей. Рассматривая семью как важнейший ресурс развития ребенка, автор предлагает дифференцировать работу специалистов на разных стадиях жизненного цикла семьи, поскольку каждому из возрастных этапов развития ребенка свойственны свои специфического проблемы. При этом акцент делается на профессиональных умениях, необходимых для работы со всеми членами семьи, жизнь которых тесно связана с жизнью ребенка, поскольку эффективный процесс социализации ребенка невозможен без социальной адаптации семьи в целом. В статье также представлен алгоритм работы специалистов, позволяющий эффективно организовать психолого-педагогическую помощь в процессе социальной адаптации семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что при общей тенденции к снижению роста численности детей-инвалидов [1] в последние годы возрастает количество семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. По данным Минздравсоцразвития России, на конец 2009 г. численность детей-инвалидов в России составила 545 тыс. человек, почти 78 % из них проживают в настоящее время в семьях. Эти цифры ясно показывают актуальность обсуждаемой проблемы и в теоретическом, и в практическом отношении.

Все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

Литература
  1. Айвазян  Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. М.,2009.
  3. Бурмистрова Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании. 2008. №4 (17).
  4. Бэндлер  Р.,  Грнндер Дж., Сатир В. Семейная терапия /Пер. с англ. Ю.С.Уокер.  М, 1999.
  5. Дмитриева Л.М. Деятельность центра психологого-медико-социального сопровождения по обеспечению специализированной помощи детям, воспитывающимся на дому //Дефектология. 2008. №2.
  6. Дробинская А.О. Чтобы учение  было в радость (несколько советов родителям первоклассника) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №5.
  7. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.,  2002.
  8. Косова С. А., Модестов А.А., Намазова Л.С.Реабилитационная активность семей как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалида // Педиатр. Фармакология. 2007.  №6.
  9. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
  10. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития //Дефектология. 2001. № 1.
  11. Монахов М.В. Качество жизни семей, имеющих детей с ограниченными  возможностями // Социальные аспекты здоровья населения: Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения. 2009. №1(9).
  12. Панкратова М.А., Андреева С.А. Социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №2.
  13. Поташова И.И., Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Луданова Ю.Н., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида: Метод.  пособие. М., 2008.
  14. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети: Пер с англ.: 2-е изд. М.,  2009.
  15. Ткачева В.В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом //Специальная психология. 2009. №1(19).
  16. Фирсова В.Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников //Специальная психология. 2009. №3(21).
  17. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб, 2002.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика