Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика субъективной картины жизненного пути уверенных в себе и неуверенных в себе первокурсников 1152

Казанская Н.М., педагог-психолог средней общеобразовательной школы №187, Нижний Новгород, Россия, n.rashid@rambler.ru
Полный текст

В настоящее время отсутствуют исследования, касающиеся ретроспективной реконструкции уверенности/неуверенности в себе как личностного феномена,  не изучена  его возрастная специфика проявлений,  в том числе и в юношеском возрасте.

Субъективная и объективная неопределенность, характерная для личности в юношеском возрасте, актуализирует неуверенность в себе, которая, в свою очередь,  может интерпретироваться и  как специфический аспект кризисной симптоматики, и как устойчивое личностное качество, сформированное в детстве и получившее свое индивидуальное развитие на более поздних онтогенетических этапах.

В кризисные периоды онтогенеза развивающаяся личность подвергает переосмыслению, переоценке различные аспекты своей жизнедеятельности, стремится разрешить противоречия между новыми, формирующимися потребностями и возможностями  и на основании этого успешно решать возрастные задачи развития (В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова, К.Н.Поливанова, Э.Эриксон).

Интегративные тенденции самосознании в юношеском возрасте создают условия для развития личностной, в том числе и биографической,  рефлексии (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Д.Марсия, Х.Ремшмидт, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон и др.). Следующая за этим «консолидация субъективной картины жизненного пути» [2, с. 104] представляется важнейшим личностным ресурсом, который  способствует объективации значимых событий жизни в прошлом, настоящем и будущем, способности осмысливать свой жизненный путь, находить взаимосвязи между событиями жизни, обобщать опыт, намечать будущую линию развития и, в конечном счете, – интеграции личности в новое, более целостное, образование, обретению уверенности в себе.

В юношеском возрасте впервые возникает возможность изучения личности через «призму целостного жизненного пути»  [13, с. 28] – создаются условия для ретроспективного анализа наиболее важных, рельефных, развивающихся в течение всей жизни индивидуально-личностных характеристик, к которым можно отнести и уверенность  в себе. Мы опираемся на идею А.Г.Ананьева о том, что «биографические факты могут рассматриваться в качестве жизненных показателей личностных структур» [2, с. 136].

Поскольку неуверенность в себе как психологическое образование выполняет саморегулирующую функцию (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, В.И.Моросанова, В. Г. Ромек) и сопровождает личность на протяжении всего жизненного пути (К. А. Абульханова-Славская), в течение которого происходит его усложнение, дифференциация и интеграция, этот феномен можно отнести к психобиографическим образованиям личности (К.В.Карпинский)  или к компонентам личностно-биографической структуры (Б.Г.Ананьев, Н.А.Логинова).

Целью проведенного нами исследования была реконструкция субъективной картины жизненного пути уверенных в себе и неуверенных в себе первокурсников.

Гипотеза исследования. Структурно-содержательные характеристики субъективной картины жизненного пути у уверенных и неуверенных первокурсников отличаются по выраженности событийных связей в субъективной картине жизненного пути, степени временной интеграции, по  представленности нормативных событий, по степени эмоциональной вовлеченности и удовлетворенности жизнью, по представленности событий, относящихся к изменениям во внутреннем мире.

Методики исследования. В исследовании приняли участие 184 человека –  студенты первых курсов Нижегородского государственного педагогического университета и Нижегородского филиала Современной гуманитарной академии.  В соответствии с выявленным по результатам тестирования суммарным индексом они были условно разделены на группы уверенных в себе и неуверенных в себе респондентов (по 92 человека в каждой). Для подсчета суммарного индекса использовались результаты методик, диагностирующих уверенность в себе с разных методологических позиций: тест-опросник «Уверенность в себе» В.Г.Ромека, методика «Моторная проба  Шварцландера» (в адаптации Л.В.Бороздиной),  методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, методика диагностики фиксированной эмоциональной установки (ФЭУ)  В.В.Макарова, шкала самооценки G.J.Manaster & R.J.Corsini (в адаптации Е.В.Сидоренко). Средний возраст испытуемых  составил 17,8 лет.

Для исследования структурно-содержательных характеристик субъективной картины жизненного пути уверенных в себе и неуверенных в себе первокурсников использовалась методика «Каузометрия» А.А.Кроника, Р.А.Ахмерова [9].

Были представлены следующие линии анализа: 1) понимание и выраженность межсобытийных связей в субъективной картине жизненного пути; 2) временной аспект мотивационной насыщенности; 3) представленность нормативных событий; 4) анализ событий по сферам принадлежности (в том числе с маркером «изменения во внутреннем мире»);  5) удовлетворенность и эмоциональность восприятия событий субъективной картины жизненного пути.

Диагностика проводилась сначала в группах по пять человек, для того чтобы можно было отследить индивидуальные реакции (как вербальные, так и невербальные), имеющие большой информативный потенциал, затем –  в индивидуальных беседах, позволяющих получить качественную информацию относительно рефлексии своего жизненного пути первокурсниками.

В  группе уверенных в себе первокурсников значительно чаще встречались реакции, показывающие заинтересованность, вовлеченность, открытость новому опыту, стремление к осмыслению своего жизненного пути, и, наконец, осознание психотерапевтического эффекта каузометрии.

Изменяя что-то в интерпретациях событий своей жизни, уверенные в себе первокурсники демонстрировали способность к «стереоскопическому», многостороннему, осмыслению событий;  приходили к более целостному и позитивному, оптимистическому восприятию своей жизни и самого себя.

В группе неуверенных в себе первокурсников довольно ярко проявились «биографические защиты» (А.А.Кроник): отмечалось очень быстрое формальное выполнение или «застревание» при воспроизведении событий дальше пятого; демонстрировалось отношение к опросу как к некоторой обязанности; высказывалось сомнение относительно диагностических возможностей методики; давались три (и более) условные обозначения в названиях, проявлялось нежелание конкретизировать содержание некоторых событий. Большинство спонтанных комментариев касалось субъективной трудности воспроизведения прошлых и будущих событий.

Наблюдение и беседа показали, что для неуверенных в себе первокурсников в большей степени характерны частичное или полное непонимание инструкции к причинно-следственному и целе-средственному анализу, а также формальные, шаблонные ответы. В то время как уверенные в себе респонденты быстро принимали инструкцию, легко ориентировались в определении степени вероятности связи между событиями.

Результаты исследования.

Понимание и выраженность межсобытийных связей в субъективной картине жизненного пути. У неуверенных в себе первокурсников отмечена более низкая общая мотивационная насыщенность по сравнению с их уверенными в себе сверстниками  (35,62 % против 60,48 %). Аналогичная картина наблюдается и в отношении представленности случайных, «авантюрных» (А.А.Кроник) событий (10,9% против 4,2%). Можно предположить, что при таком способе жизни у неуверенных в себе первокурсников наличествует тактика действий в отдельных жизненных ситуациях, но отсутствует единая стратегия жизненного пути. Жизненный путь представляется управляемым внешними обстоятельствами, поглощающими и диктующими свои требования. Такое отношение к жизни может рассматриваться как проявление низкой степени биографической рефлексии.

Исходя из полученных данных, можно предполагать, что уверенные в себе первокурсники способны встать в познавательное и практическое отношение к целостному жизненному пути и конструировать его на сознательной, осмысленной основе. Эти новообразования в системе психической регуляции коренным образом меняют характер детерминации жизненного пути личности: у уверенных в себе первокурсников поглощенность непосредственным процессом жизни сменяется формированием философского суждения о жизни, связанного с общим отношением к ней, пониманием необходимости сознательного выбора жизненного пути.

При анализе мотивационной насыщенности причинно-следственных и целе-средственных связей мы обратились к уже ставшему традиционным  в экзистенциальной и гуманистической психологии телеологическому принципу объяснения движущих сил развития и жизненного пути. Согласно ему, именно ценности,  смыслы  и  цели, а не внешние причинно-следственные связи событий, являются важнейшими регуляторами активности личности, позволяющими ей обрести уверенность в себе как субъекте жизненного пути.

Для всей выборки в целом характерно разной степени предпочтение причинно-следственных связей в контексте жизненного пути. Данная тенденция сильнее обозначена у неуверенных в себе респондентов (66,7% против 55,0 %). Используя терминологию К.А.Абульхановой-Славской (1977), можно констатировать, что у неуверенных в себе первокурсников, синхронизируясь в субъективной картине жизненного пути, преобладает такой способ воспроизводства жизни, как «совокупность обстоятельств», и  игнорируется способ «последовательность достижения цели» [1, с. 107].

Следует отметить характерную для всех  респондентов низкую представленность негативных причинно-следственных («вопреки») и целе-средственных («избежать»)  связей.

Более глубокий анализ показывает, что у неуверенных в себе респондентов среди целе-средственных связей чаще встречаются так называемые негативные – «избежать» (20,7% против 13,3%).

Если исходить из понимания уверенности как психологической характеристики, отражающей отношение субъекта к неопределенности,  то предпочтение стратегии «избежать» можно интерпретировать в качестве  проявления своеобразного психологического механизма, благодаря которому личность пытается защититься от вызывающей тревогу неопределенности окружающего мира, минимизировать его сложность, ограничить число степеней свободы в той или иной жизненной ситуации.

В свою очередь, большая представленность позитивной целевой связи «достичь» у уверенных в себе первокурсников указывает на их внутреннюю готовность    с максимальной полнотой выявить и реализовать свои врожденные задатки и приобретенные способности, потенциалы, т. е. на  готовность к самореализации.

Представленная по всей выборке низкая выраженность отношений «вопреки» в области причинно-следственных связей дает возможность говорить о гедонистической установке, носящей характер, скорее, не индивидуальной, а возрастной специфики. Малая представленность такого вида межсобытийных отношений у неуверенных в себе первокурсников (6,7% против 13,3%) позволяет предположить, что они в меньшей степени готовы к осознанию внутренних препятствий, т. е. конфликтующих потребностей, мешающих осуществлению желаемого («внутренне простой жизненный мир», по Е.Ф.Василюку [3, с. 56].).

Временной аспект мотивационной насыщенности. При анализе временного аспекта субъективной картины жизненного пути первокурсников учитывалось отсутствие общепринятого научного представления об оптимальном соотношении темпоральных характеристик. Предполагалось, что метрика субъективного отражения времени не может быть стабильной. Относительная репрезентация прошлого–настоящего–будущего в психической жизни личности  зависит от ряда факторов, как возрастного, так и индивидуального характера.

Для  обеих групп испытуемых характерна представленность всех временных межсобытийных связей: реализованных, актуальных  и потенциальных. В целом можно говорить об определенной степени  «мотивационной насыщенности» субъективной картины жизненного пути исследуемых первокурсников.

У неуверенных в себе первокурсников наибольшую мотивационную насыщенность несут в себе потенциальные события (17,0%), затем представлены актуальные  (10,6%) и  реализованные  (8,02%) события. У уверенных в себе первокурсников наибольшей мотивационной насыщенностью отличаются потенциальные события (33,48%), затем представлены реализованные (16,22%) и, наконец, актуальные  (10,78%).

Однако неуверенные в себе респонденты в значительно меньшей степени представляют себе будущее как систему мотивационно связанных событий (17,0%  против 33,48%). Такая же тенденция характерна и для восприятия всей картины жизненного пути в целом: у неуверенных в себе первокурсников мотивационная насыщенность представлена значительно ниже, чем у уверенных в себе респондентов (35,62 % против 60,48 %).

Более тонкий анализ показывает, что у неуверенных в себе первокурсников встречаются так называемые экстремальные показатели: события будущего не представлены вообще или значительно преобладают и отличаются большой мотивационной насыщенностью.

В первом случае можно предполагать (в совокупности с малой представленностью событий прошлого) «кризис нереализованности и бесперспективности» (Р.А.Ахмеров): прежняя жизненная программа данных студентов полностью исчерпана и потеряла свое инерционное воздействие.  Респонденты не видят реальных возможностей для дальнейшей самореализации.

Во втором случае – защитное воображение, придающее уверенность, реализация жизненного сценария «жизнь начинается завтра» (В.Н.Дружинин).

Заслуживает внимания тот факт, что при описании будущих событий неуверенные в себе первокурсники затруднялись подробно или хотя бы в некоторых деталях представить эти события, ограничивались формальным ответом. Вероятно, свойственная неуверенным в себе респондентам направленность на цели и предполагаемые результаты жизнедеятельности без осознанного прошлого опыта мешает им чувствовать себя компетентным в решении жизненных задач. Их ожидания в будущем нельзя в полной степени считать жизненной программой, так как они не опираются на реальные обстоятельства жизни человека. Неуверенные в себе первокурсники не проявляют активности для начала реализации своих ожиданий, им свойственно защитное фантазирование: будущее – мечта, которая реализуется сама по себе.

При анализе темпоральных характеристик субъективной картины жизненного пути исследуемых первокурсников следует  отметить и  «феномен утраты детства» (В.В.Нуркова, К.Н.Василевская). Так, у неуверенных в себе респондентов первое обозначенное событие относится в среднем к 10,6 годам (от 6 до 14 лет), тогда как у уверенных  – к  возрасту 2,73 года (от 0 до 6 лет).

Выявленный «феномен утраты детства» у неуверенных в себе первокурсников может также являться своеобразным индикатором «кризиса нереализованности» (А.А.Кроник), связанного  с неразрешенностью, неосознанностью жизненных задач предыдущих периодов.  Вероятно, респонденты этой группы считают, что им не удалось осуществить свою жизненную программу, у них нет значимых достижений и успехов, – таким образом, прошлое не является для них ресурсом для продуктивного жизнетворчества.

В свою очередь, обращенность уверенных в себе первокурсников к событиям прошлого, предполагающее сужение временной трансспективы,  при которой акцент в функционировании личности переносится с проспективной самореализации на сохранение достигнутого, может рассматриваться и как особый механизм совладающего поведения (И.А.Джирдарьян). Известно, что способность к актуализации прошлого опыта в кризисные периоды развития, предполагающая нахождение нужных аналогий с сегодняшним днем, выявление индивидуального способа жизнетворчества, способствует формированию уверенности в своей способности успешно преодолеть новые проблемы и затрудненные обстоятельства данного онтогенетического этапа.

Представленность нормативных событий. При  анализе субъективной картины жизненного пути неуверенных в себе первокурсников использовалась идея нормативных  и ненормативных индивидуально пережитых событий в жизни каждого человека. Предполагалось, что создаваемая автобиография состоит не только из нормативных или  ненормативных событий – субъект сам выбирает, что из произошедшего с ним значимо для сообщения о нем, а что нет.

Учитывалась обозначенная в исследованиях закономерность: чем в большей мере человек является субъектом жизненного пути, тем уникальнее его жизненная программа, тем чаще он вынужден быть, по словам Б.Г.Ананьева, одновременно «и автором, и режиссером, и исполнителем своей жизненной драмы» [2, с. 118].

Отметим, что выделенные в группе неуверенных в себе респондентов события значительно чаще совпадают с нормативным жизненным фактом (58,1% от общего количества выделенных событий),  в то время как у уверенных в себе студентов это может быть и сугубо субъективно отобранный фрагмент жизни, наполненный особым бытийным смыслом для данного человека (36,7%).

Неуверенные в себе респонденты описывают картину своего жизненного пути, обращая внимание на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера. Они подчеркивают в качестве этапных моментов приобщение к тем или иным социальным институтам  (детский сад,  школа, поступление в вуз,  работа и т.п.).  В то же время уверенные в себе респонденты, модифицируя культурные образцы жизненного пути, демонстрируют более глубокую биографическую рефлексию.  Они выделяют этапы своей жизни, ориентируясь на события более экзистенциального  характера: эмоциональная жизнь (встреча с значимым другим, расставание, дружба и т.п.), личностный рост, достижения.

Особого внимания заслуживает событие «рождение», полностью исключенное из субъективной картины жизненного пути неуверенными в себе первокурсниками (в группе уверенных в себе респондентов  это событие отмечено у 12,6 %). Следует отметить, что в исследованиях (К.Н.Василевская) включение столь ценностно нагруженного автобиографического,  скорее,  знания, а не  воспоминания связывается с общей  позитивной  оценкой себя и своей жизни.

Выявленный высокий средний показатель количества нормативных событий в группе неуверенных в себе респондентов дает основания предполагать (в контексте типологии В.Н.Дружинина) реализацию такого варианта жизненного сценария, как «жизнь по правилам», для которого характерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельности  личности.  Согласно мультирегулярной модели личности Д.А. Леонтьева, в их жизненном пути превалирует уровень психической  регуляции, детерминированный логикой социальной нормативности.

Следует отметить, что «жизнь по правилам» может быть успешной (хотя бы внешне) в традиционном обществе, где адаптации способствует усвоение и следование общепринятым правилам. В обществе в эпоху перемен, девальвации ценностей старшего поколения (что, несомненно, относится к современной России) простое интроецирование (но не интериоризация, предполагающая активность) традиционных вариантов жизненного пути может даже помешать успешной адаптации взрослеющей личности, поскольку здесь требуется большая гибкость, лучшее тестирование реальности, высокая степень осознанности себя, других и ситуации.

Преобладание в субъективной картине жизненного пути уверенных в себе первокурсников ненормативных событий, на наш взгляд,  предполагает не простое увеличение контактов, а направленность на обогащение своей личности, стремление вплести в свою жизнь значимых для нее людей. Следуя за идеями представителей теории привязанности, можно полагать, что этот интегративный процесс в поздний период юности порождает возрастание самооценки, самоэффективности и ощущения социальной поддержки.

Количество  ненормативных субъективных  событий, представленных  в группе уверенных в себе первокурсников, может свидетельствовать о напряженности  самоопределения,  предполагающего своеобразные открытия личности, перемены в системе смыслов и ценностей, обретение уверенности в себе.

Анализ событий по сферам жизни, включая изменения во внутреннем мире личности. В субъективной картине жизненного пути неуверенными в себе первокурсниками воспроизводится значительно меньшее количество тем:  ими игнорируются «изменения в жизни страны или общества» (0% против 10,0%),  «изменения в природе» (0 % против 6,7 %). В то время как в группе уверенных в себе респондентов эти темы представлены, что можно рассматривать как некоторую тенденцию к детерминации своей личности в более широкой системе координат, к трансцендентальному стилю жизни. Далее  приоритетными являются: «семья, быт» (26,7%) , «здоровье», «работа, учеба» (20,0%), «внутренний мир», «общение, досуг» (16,7%).

У уверенных в себе первокурсников список возглавляет сфера «внутренний мир» (33,3%),  затем представлены «работа, учеба» (20,0%), «общение, досуг» (16,7%).

Следует отметить, что в группе уверенных в себе первокурсников значительно чаще вербализовывалась идея о невозможности однозначной интерпретации выделенных событий субъективной картины жизненного пути. Отмечалось, что «внешние», на первый взгляд,  события (изменения в семье, в учебе, в стране и т.д.) при более детальной рефлексии могут приобретать статус «изменений во внутреннем мире».

Ярко выраженная тенденция к классификации внешних событий как внутренних у уверенных в себе первокурсников позволяет предполагать высокую эмоциональную вовлеченность, субъектную позицию по отношению к собственному жизненному пути, создание  тем самым «истории внутренней, душевной жизни» [12, с. 79].

Вместе с тем слабая представленность у неуверенных в себе первокурсников важных переломных этапов психического развития, знаменующих  рождение сознательной личности, определяет специфику детерминации  жизненного пути: сохраняется зависимость личности от внешних обстоятельств и проблематичной представляется ее  способность  к  самодетерминации и саморазвитию.

Контент-анализ событий со статусом «изменения во внутреннем мире» показал,  что во всей выборке приоритетными являются такие темы, как «отношения с противоположным полом», «отношения со сверстниками своего пола». У неуверенных в себе респондентов в большей степени представлена тема «отношения с родителями, прародителями» (34,2% против 18,3%), репрезентирующая высокую степень идентификации с родителями, осуждаемый опыт эмансипации от родительских стереотипов.

Можно полагать, что для неуверенных в себе респондентов остаются значимыми (возможно,  и неразрешенными, не интегрированными в новый социальный контекст) отношения с родителями (46,7% против 20%), напряженность которых в юношеском возрасте обычно снижается, уступая место отношениям со сверстниками, и, прежде всего, – с противоположным полом.

Также можно отметить, что неуверенные в себе первокурсники чаще воспроизводят традиционно негативные события, связанных с утратой, разрывом отношений: смерть прародителей и родителей, развод родителей, болезнь родителей, ссора с родителями и т.д. (33,5% против 13,3%) .

Удовлетворенность и эмоциональность восприятия событий субъективной картины жизненного пути. Мы полагаем, что способ переживания первокурсниками тех или иных жизненных ситуаций    демаскирует  их  личностные  качества, смысл жизни и ведущие ценности. В способах переживания жизненного пути рельефно проявляется личность как субъект жизни.

У неуверенных в себе первокурсников отмечается большая бесстрастность, т.е. они склонны чаще описывать события своего жизненного пути как эмоционально нейтральные (17,2 % против 4,6%).

Такое бесстрастное восприятие событий может иметь и более глубинные, экзистенциальные обоснования. Можно предполагать, что картина жизненного пути, запечатленная в результатах каузометрического анализа неуверенных в себе первокурсников,   является свидетельством их неспособности занять определенную, сознательную позицию по отношению к различным явлениям жизни и к жизни в целом.

Кроме того, неуверенные респонденты реже, чем уверенные в себе первокурсники, воспринимают события как позитивные (29,8 % против 60,9%). В данном случае мы имеем дело с примером классического пессимистического мировосприятия неуверенной личности, специфической когнитивной жизненной картой (А.Бек): истолкованием своего опыта как отрицательного (если это касается прошлых событий) и страхом перед будущим, связанным, прежде всего, с переживанием своих возможностей, компетентности и т.д.

Уверенные в себе респонденты более эмоциональны. Для них характерна склонность видеть события в крайних (субъективно очень приятных или очень неприятных) оценках, они эмоционально разнообразнее воспринимают происходящее.

Возможно, полученный факт объясняется характерной для уверенного поведения большей эмоциональной гибкостью, установкой на разрешение  проявления различных эмоций. Для неуверенной личности, как известно, являются проблематичными как спонтанное проявление эмоций, так и принятие факта их амбивалентности.

Выводы.

  1. Для неуверенных в себе респондентов характерны низкая степень самоопределения по отношению к жизни в целом, неспособность выстраивать единую жизненную линию, осознание своей жизни как серии случайных, разрозненных событий, а не как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл.
  2. Для всей выборки характерны и определенная тенденция к сужению временной трансспективы, определенная степень деформации картины жизненного пути, связанная с неравномерным распределением значимых событий в различных временных точках. Данный процесс происходит за счет преобладания будущего, что респондирует с традиционными описаниями специфики темпорального аспекта самосознания личности в юношеском возрасте.
  3. Высокая представленность потенциальных событий у уверенных в себе первокурсников сочетается с их большей обращенностью к событиям прошлого. Психологическое будущее сопоставляется с психологическим прошлым и принимается  как преемственность и развитие прошлого. Вероятнее всего, уверенные в себе первокурсники рассматривают свою жизнь как непрерывную линию развития. В то время как неуверенными в себе первокурсниками переживается определенное отвержение реализованных событий. Вероятно, прошлое воспринимается в статусе внешне дискретных, детерминированных «случаев», поддерживающий, активизирующий, направляющий  потенциал которых не отрефлексирован в достаточной степени и не интегрирован в целостную картину жизненного пути.
  4. Неуверенные в себе первокурсники значительно чаще оценивают события своей жизни как нейтральные и негативные, тем самым обнаруживая, с одной стороны,  эмоциональную невовлеченность, отчужденность по отношению к своей жизни, с другой –  неудовлетворенность жизнью, пессимистический настрой.

Перспективой  данного исследования представляется организация системы психологического сопровождения на этапе юношества. Основная задача сопровождения заключается в создании условий для того, чтобы процесс реконструкции субъективной картины жизненного пути из действия, специально организованного  или спровоцированного стихийными жизненными обстоятельствами, превратился в внутриличностный регуляционный процесс, способствующий, в конечном счете,  усилению Я, активизации личностного потенциала, повышению уверенности в себе.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления кризисных ситуаций. М., 1984.
  4. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб., 2001.
  5. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М., 2000.
  6. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности. Гродно, 2002.
  7. Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1979.
  8. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2008.
  9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
  10. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы, 2001.
  11. Нуркова В.В., Василевская К.Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены// Вопросы психологии. 2003. № 5.
  12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика