Россия и современный мир как социальные представления

824

Аннотация

Описывается проведенное в рамках теории социальных представлений С.Московиси исследование, в котором принял участие 221 респондент в возрасте от 17 до 28 лет (17% респондентов – мужчины, 83% респондентов – женщины). Целью исследования было изучение социальных представлений о центрах влияния в современном мире, о странах – центрах этого влияния, а также о России в различных группах российской молодежи. Проверялись предположения: 1) современный мир представляется молодежи как многополярный, а Россия – как один из центров влияния в нем; 2) культура является одним из ключевых элементов социального представления о России; 3) социальные представления о странах – центрах влияния будут структурироваться вокруг элементов, имеющих геополитические и экономические коннотации. Исследование позволило сделать следующие выводы: 1) центры влияния в современном мире представлены группами стран: США и Россия; Великобритания, Китай и Япония; Германия, Франция. При этом первостепенная роль отводится США и России; 2) ключевые элементы представления о России имеют политическую и экономическую коннотации; 3) представления о странах – центрах влияния структурируются вокруг элементов с геополитическими и экономическими коннотациями.

Общая информация

Ключевые слова: столкновение цивилизаций, теория социальных представлений, страны – центры влияния, Россия, культура

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бовина И.Б. Россия и современный мир как социальные представления [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53533 (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

С. Хантингтон, размышляя над судьбами человечества, в работе «Столкновение цивилизаций» пишет, что в будущем основным источником столкновений и конфликтов между различными силами на мировой арене станут не идеология или политика, как это было ранее, а культура, ибо народы и нации пытаются ответить на вопрос, касающийся их идентичности: «Кто мы такие?» [2]. Для ответа у субъектов есть ряд возможностей, ведь существуют различные группы и общины, с которыми они могут себя идентифицировать, будь то этнические группы, религиозные общины, нации, на самом общем уровне – цивилизации.

Во времена «холодной войны» политика была биполярной, мир был разделен на три части: участники противостояния – США и СССР, окруженные в каждом случае дружественными странами, и страны  третьего мира, в которых проявляется конфликт между первыми двумя. С окончанием «холодной войны» мир изменяется, становясь «многополюсным», границы, разделяющие человечество, будут определяться культурой, главным действующим лицом в международных событиях будет нация-государство [2]. Цивилизация, с точки зрения Хантингтона, – это культурная сущность.

Таким образом, речь идет о столкновении культур и цивилизаций как о грядущей, принципиально новой, фазе развития мировой политики. Анализ истории свидетельствует, что на протяжении более чем четырех столетий такие национальные государства Запада, как Великобритания, Франция, Испания, Австрия, Германия, США и др. вступали в конфликты друг с другом, конкурировали, завоевывали территории, колонизировали страны, но все это происходило в пределах одной цивилизации. Теперь действия будут разворачиваться между цивилизациями.

С. Хантингтон полагает, что Россия является одной из стержневых стран, основой цивилизации. Специфичность России состоит в том, что она всегда олицетворяла собой мост между западной и восточной культурами. Семь отличительных характеристик западной цивилизации отсутствуют в историческом опыте России: католическая религия, латинские корни языков, отделение церкви от государства, принцип господства права, социальный плюрализм, традиции представительных органов власти, индивидуализм. Только одна характеристика присуща России – античное наследие. Но оно отличается от западного, ибо восходит к Византии, а не к Риму [2]. Античное наследие – это некоторая константа, которая так или иначе дает о себе знать. В этой связи Дж.Биллингтон отмечает [см.: 4], что после революции 1917 г. в России по-прежнему продолжали действовать византийские ритуалы, но без прежней красоты и благочестия. Почитание и обожествление тирана напоминали именно эти ритуалы.

Со времен правления Петра I Россия остается страной «разорванной», С. Хатингтон объясняет это так: здесь доминирует одна культура, которая дает основания для того, чтобы соотнести ее с одной цивилизацией, но правители страны стремятся к другой цивилизации. Получается, что люди соглашаются с тем, «кто они», но не соглашаются с тем, какую именно цивилизацию считать «своей» [2].

Современная Россия – это крупная держава с региональными и цивилизационными интересами, она занимает одно из ведущих мест среди «стержневых стран четырех цивилизаций», играющих важную роль в Восточной Азии, наряду с Японией, Китаем и США [2].

С точки зрения политологии, с окончанием «холодной войны» мир может быть классифицирован различным образом. Для определения полюсов на шкале «однополярность/многополярность» применим ряд критериев: геополитический, экономический, идеологический, военный, цивилизационный.

Оставляя на суд политологов и историков вопросы о процессах глобализации, о траектории развития мировой политики, отметим, что фокус нашего исследовательского интереса в этой связи направлен на изучение того, как люди понимают трансформации, происходящие в мире, какие модели они используют для объяснения современного мироустройства, как представляют себе собственную страну.

Наиболее перспективной для ответа на эти вопросы видится теория социальных представлений [5]. С. Московиси предлагает рассматривать социальные представления как цепочку идей, метафор и образов, более или менее свободно связанных друг с другом. Эта гибкая связь обеспечивает их большую подвижность по сравнению с теориями [6]. Люди порождают и используют их в процессе коммуникаций, принимая решение о том или ином действии, вступая в социальные отношения.

Цель предпринятого нами исследования состояла в изучении представлений о современном мире и о России как о его части в различных группах российской молодежи. Объектом исследования выступили представители различных групп молодежи (145 респондентов в возрасте от 17 до 28 лет: М=19,40; SD=1,34; 16,55 % респондентов – мужчины; 83,45% респондентов – женщины). В дополнительной подгруппе  (76 респондентов) выяснялись представления о центрах влияния в мире и  обыденные представления о России. Респондентами в каждом случае выступали представители различных групп молодежи, в частности студенческой и работающей, что обеспечивало гетерогенность выборки.

Предметом нашего исследования были социальные представления о центрах влияния в современном мире, о странах – центрах этого влияния, а также о России.

Исходными были следующие предположения:

1)     современный мир представляется как многополярный, Россия является одним из центров влияния в нем;

2)     культура является одним из ключевых элементов социального представления о России;

3)     социальные представления о странах – центрах влияния будут структурироваться вокруг элементов, имеющих геополитические и экономические коннотации.

Основным методом исследования был избран опрос (в варианте анкетирования). Предложенная респондентам анкета состояла из трех частей и была направлена на выявление представлений о странах  –  центрах влияния, представлений о каждой из стран, а также о России. Основной методикой исследования стала методика свободных ассоциаций. Для анализа результатов в соответствии со структурным подходом применялся прототипический анализ по П.Вержесу [8].

 Полученные нами результаты говорят о том, что в представлениях респондентов существует определенная иерархия стран, оказывающих влияние в современном мире. Две страны занимают первые места в этой иерархии  – США (96,8% выборов)  и  Россия (77,8% выборов). Эти страны указывались в первую очередь и большинством респондентов по сравнению с остальными странами, ранг ассоциации соответственно  М=1,52 (SD=0,88) и М=2,69 (SD=1,62; t = - 9,03; р<0,000): США в первую очередь соответствует понятию «центр влияния», а затем – Россия. Однако объединение этих стран в одну категорию, скорее, говорит в пользу понимания мира как биполярного, причем с центрами влияния, известными со времен «холодной войны».

Китай, Японию, Великобританию называли центрами влияния соответственно 60,6%, 43,4%, 36% респондентов; Германию, Францию соответственно 37% и 30% респондентов. Расположение элементов – Китай, Япония, Великобритания, Германия и Франция – в представлениях о странах – центрах влияния позволяет говорить о том, что эти страны второстепенны по сравнению с США и Россией.

Итак, мир представляется респондентам как биполярный, в котором сохраняется противостояние США–Россия, при этом США воспринимается как более сильный центр влияния. Менее важная роль отводится Китаю,  Японии, Великобритании, а также  Германии, Франции.

Прототипический анализ [8] позволил выявить структуру представлений о странах – центрах влияния в современном мире.

Относительно России респонденты высказали 1080 ассоциаций, словарь понятий включал в себя 404 слова и словосочетания. Объем зоны ядра и периферической системы составил 33,8% от всех высказанных ассоциаций.


Т а б л и ц а 1

Элементы, образующие ядро и периферию представлений о России и США

 

 

Понятие (частота; ранг)

Страна

Зона ядра

 

 

Первая

периферическая

система

Вторая периферическая система

Россия

(16; 2,89)

Большая территория (58; 2,31)

Родина (50; 2,42)

В.Путин (28; 2,36)

Нефть (26; 2,54)

Богатство ресурсов (21; 2,24)

Газ (18; 2,25)

Природа (17; 2,13)

Сила (16; 2,13)

Держава (13; 2,46)

Многонациональная (13; 2,85)

Культура (23; 3,26)

Д.Медведев (16; 3,25)

 

Водка (15; 3,25)

Москва (14; 3,67)

Богатая история (14; 4,29)

Душа (12; 3,55)

Наука (11; 4,27)

 

 

США

(13; 2,77)

Демократия (20; 2,60)

Власть (19; 1,63)

Б.Обама (17; 2,76)

Экономический кризис (5; 2,40)

Доллары (15; 2,40)

Дж.Буш-младший (13; 2,69)

Деньги (12; 2,33)

Экономика (10; 2,30)

Сила (9; 2,22)

Американская мечта (8; 2,75)

Голливуд (32; 3,00)

Макдональдс (24; 2,91)

Войны (22; 3,09)

Влиятельные (17; 3,41)

Агрессия (10; 2,80)

Фаст-фуд (9; 2,78)

Свобода (8; 3,00)

Ожирение (8; 3,38)

Нью-Йорк (7; 4,00)

 

Зона ядра представления о России (табл.1) образована элементами, имеющими геополитическую и экономическую коннотацию: «Большая территория», «Родина», «В.Путин», «Нефть», «Богатство ресурсов», «Газ», «Природа», «Сила». Первая периферическая система включает в себя элементы, которые конкретизируют составляющие ядра: «Держава», «Многонациональная», «Культура», «Д.Медведев». Вторая периферическая система образована элементами: «Водка», «Москва», «Богатая история», «Душа», «Наука». В периферической системе присутствует элемент «Водка», указывающий на алкогольный напиток, который традиционно считается неотъемлемым предметом быта, культуры населения нашей страны, связывается с определенными социальными практиками [1].

Элемент «Культура» присутствует в представлении о России. Обращение ко всему массиву данных свидетельствует о том, что в нем имеют место единичные ассоциации, принадлежащие к категории «Культурное наследие» («Литература», «А.С.Пушкин», «Театр», «Архитектура», «Искусство»). Однако ранг этого элемента не позволяет говорить о том, что он является ключевым элементом, вокруг которого формируются представления.

В зоне ядра есть и элемент «Большая территория». Россия является одной из самых больших стран на планете –  площадь  ее территории  составляет 17 075 400 км2 (11,4% от всей суши на Земле). В наличии этого элемента в зоне ядра, вслед за Я.Боннеком, можно усматривать проявление одного из фундаментальных аспектов коллективной памяти (с коллективной памятью связаны элементы ядра представления), а именно: коллективная память не может существовать вне пространства [3].

Итак, ключевыми в представлении о своей стране для молодежи становятся указания на обширность территории, на природные богатства, которыми обладает Россия.

Относительно США респонденты (N=142) высказали 704 ассоциации, словарь понятий включил в себя 318 слов и словосочетаний. Элементы, образующие зону ядра и периферию представления, составили 39,3% от всех предложенных понятий. В зону ядра представления попадают элементы, имеющие политическую и экономическую коннотации (табл.1): «Демократия», «Власть», «Б.Обама», «Экономический кризис», «Доллары», «Дж.Буш-младший». Первая периферическая система образована элементами, конкретизирующими элементы зоны ядра: «Деньги», «Экономика», «Сила», «Американская мечта», «Голливуд», «Макдональдс», «Войны», «Влиятельные». Вторая периферическая система включает в себя элементы: «Агрессия», «Фаст-фуд», «Свобода», «Ожирение», «Нью-Йорк».

США занимают четвертое место в мире по площади территории, которая составляет 9 372 610 км2, и третье место по численности населения – 314 619 190 чел. Однако не это составляет потенциал страны, с точки зрения обыденного мышления. Основными являются экономические и политические элементы.

Сравнение представлений о двух странах (Россия и США) позволяет говорить о том, что в обоих случаях представления о стране персонифицируются (В.Путин, Б.Обама, Дж.Буш-младший). Присутствие этих элементов в представлении является указанием на систему управления (президентское управление) страной [3]. В представлении о США имеет место и другой элемент, характеризующий политическую систему, – демократия. Представления также кристаллизуются вокруг понятий, имеющих экономическую коннотацию: в случае России эти категории касаются, скорее, природных ресурсов, в случае США –финансовой составляющей.

Рассмотрим представления о странах, образующих вторую группу, – о Китае, Японии, Великобритании.

Респонденты (N=99) предложили 472 ассоциации с понятием «Китай», словарь включал в себя 220 слов и словосочетаний. Зона ядра и периферическая система объясняют 44% от всех предложенных понятий.

Зона ядра представления образована элементами (табл.2): «Высокая численность населения», «Коммунисты», «Трудоспособные», «Технологии», «Экономическое развитие», «Традиции», «Ширпотреб». Первая периферическая система включает в себя элементы: «Социализм», «Толпа», «Производство», «Культура», «Великая китайская стена», «Рис», «Большая страна». Вторая периферическая система образована элементами: «Красный цвет», «Восток», «Иероглифы».

В зону ядра представления входят темы, имеющие экономическую, политическую, демографическую коннотации, кроме того, есть тема, касающаяся традиций Китая, а также – указание на характеристику жителей страны. Эти темы конкретизируются в периферической системе за счет соответствующих элементов: «Производство» (экономическая тема), «Социализм» (политическая тема), «Толпа»  (демографическая тема). Присутствует в периферической системе и указание на элемент национальной кухни – «Рис».

Некоторые элементы вполне очевидны, как, например, высокая численность населения, ибо в Китае проживает 1 337 798 957 человек. Однако обращает на себя внимание тот факт, что элемент, указывающий на большую территорию (Китая занимает третье место, после России и Канады, его площадь составляет 9 641 144 км2), является второстепенным в случае представлений о Китае.

По поводу культурных традиций Китая С.Хантингтон отмечает, что эта цивилизация обладает великими культурными традициями, которые, с точки зрения жителей Китая, превосходят западные [2]. Действительно, элемент «Традиция» конкретизируется в периферической системе за счет составляющих – «Великая китайская стена», «Культура», «Красный цвет», «Восток», «Иероглифы», т.е. различных элементов, связанных с культурными традициями больше, чем с другими темами зоны ядра, что, вероятно, свидетельствует о важности данного элемента как основополагающей категории, вокруг которой выстраивается представление. Элемент «Восток», вероятно, не имеет географического наполнения, а касается особенностей культуры этой страны.

Респонденты (N=60) предложили 277 различных понятий, ассоциирующихся с Японией. Словарь понятий включал в себя 161 слово или словосочетание.

Зона ядра представления объединяет элементы (табл.2): «Технология», «Традиции», «Культура», «Острова», «Техника», «Автомобили».


Т а б л и ц а 2

Элементы, образующие ядро и периферию представлений о Китае, Японии,  Великобритании, Германии, Франции

 

Понятие (частота; ранг)

Страна

Зона ядра

 

 

Первая

периферическая

система

Вторая периферическая система

Китай (8; 3,02)

Высокая численность населения       (54; 2,15)

Коммунисты (21; 2,95)

Трудоспособные (15; 2,47)

Технологии    (14; 1,86)

Экономическое

 развитие        (14; 2,43)

Традиции          (9; 2,89)

Ширпотреб       (8; 2,63)

Социализм (6; 2,00)

Толпа (6; 2,50)

Производство (5; 3,00)

Культура (9; 4,11)

Великая

Китайская стена         (9; 4,33)

Рис (8; 3,25)

Большая страна          (8; 3,38)

 

Красный цвет (7; 3,43)

Восток (6; 4,00)

Иероглифы (5; 4,00)

 

Япония

(6; 2,77)

Технология (26; 2,00)

Традиции (13; 2,46)

Культура (8; 2,38)

Острова (7; 2,29)

Техника (6; 1,83)

Автомобили (6; 2,33)

Плотность

населения (5; 2,20)

Ум (3; 2,00)

Японская кухня (3; 2,67)

Суши (10; 3,50)

Аниме (9; 3,50)

Самурай (6; 3,83)

Трудолюбие (4; 3,00)

Сакура (3; 3,33)

Качество (4;3,50)

Роботы (4; 4,00)

 

Великобритания

(4,5; 2,72)

Королева (17; 2,18)

Биг-Бен (11; 2,45)

Туман (5; 2,40)

Чопорный (5; 2,40)

 

Колонии (4; 2,00)

Монархия (4; 2,00)

Язык (4; 2,50)

Холодная (3; 2,33)

Королевская семья (3;2,67)

Литература (3;2,67)

Традиционность (12; 3,17)

Консерватизм (10; 2,75)

5 o’clock (6; 3,17)

Наследие (5; 3,00)

Футбол (5; 3,00)

Двухэтажный автобус (5; 3,40)

Дождь (4; 3,00)

Лондон (4; 3,50)

Шекспир (4; 3,75)

Аристократия (3; 33)

Германия

(3,5; 2,82)

Пиво (20; 2,80)

А.Меркель (6; 2,00)

Фашизм (5; 2,20)

БМВ (5; 2,40)

Пунктуальность (4; 1,75)

Качество (4; 2,00)

Язык (4; 2,50)

Культура (4; 2,75)

Педантичность (3;1,33)

Образование (3; 1,67)

Строгость (3; 2,00)

Канцлер (3; 2,00)

Автомобили(3; 2,00)

Аккуратность (3; 2,00)

Автобаны(3; 2,00)

Экономия (3; 2,00)

Стабильность (7; 3,43)

Чистота (6;3,17)

Точный расчет (6; 3,50)

Великая Отечественная война (5; 3,00)

Футбол (5; 3,00)

Европа (4; 4,50)

Обеспеченность (3; 3,00)

Порядок (3; 3,33)

Бавария (3; 3,33)

Сотрудничество с другими странами (3; 3,67)

Классическая музыка (3; 4,67)

Октобер-фест (3; 4,67)

 

Франция

(4; 2,68)

Париж (11; 2,45)

Романтика (7; 1,71)

Культурный центр мира (7; 2,29)

Вино (6; 2,00)

Фильмы (5; 2,20)

Круассаны (4; 2,00)

Развитая (4; 2,50)

Стиль (3; 1,67)

Утонченность (3; 1,67)

Эйфелева башня (16; 2,69)

Модная (14; 3,14)

Лувр (6; 3,33)

Кухня (5; 3,40)

Красота (4;3,25)

Музыка (4; 3,25)

Нотр Дам (4; 4,00)

Проблемы с приезжим населением (4;3,00)

Язык (4;3,00)

 

Н. Саркози (3; 3,33)

 

Первая периферическая система включает понятия: «Плотность населения», «Ум», «Японская кухня», «Суши», «Аниме», «Самурай». Вторая периферическая система: «Качество», «Роботы», «Трудолюбие», «Сакура».

В зоне ядра представления присутствуют темы, имеющие экономическую, географическую коннотации, а также элементы, связанные с культурой. Конкретизация этих тем в периферической системе такова: «Роботы» (экономическая), «Плотность населения» (в данном случае можно рассматривать и как демографическую коннотацию, и как географическую, это своего рода указание на небольшую территорию – 377 835 км2 и высокую численность населения – 126 804 433 чел.), «Самурай» (культура). Заметим, что по показателям плотности населения Япония не попадает даже в первую десятку (занимает 17-е место), уступая  не только карликовым государствам – Монако и Ватикану, но и  Бангладеш, Голландии, Бельгии. Элемент «Культура» является важным с точки зрения представления о стране. В периферической системе есть указание, связанное с социальными практиками, характерными для данной культуры, – «Японская кухня», «Суши». Элементы зоны ядра и периферической системы составляют 44% от всех высказанных ассоциаций.

В отношении Великобритании респондентами (N=59) всего было предложено 259 ассоциаций, словарь понятий объединяет 151 слова или словосочетания. Зона ядра включает в себя элементы (табл.2): «Королева», «Биг-Бен», «Туман», «Чопорный». Первая периферическая система образована понятиями: «Колонии», «Монархия», «Язык», «Холодная», «Королевская семья», «Литература», «Традиционность», «Консерватизм», «5 o’clock», «Культурное наследие», «Футбол», «Двухэтажный автобус». Вторая периферическая система: «Дождь», «Лондон», «Шекспир», «Аристократия».

Элементы зоны ядра связаны с элементами периферической системы: «Королева» («Королевская семья», «Монархия», «Аристократия»), «Биг-Бен» («Лондон»), «Туман» («Холодная», «Дождь»). Элемент, указывающий на культуру, не занимает первостепенного положения, но в периферической системе располагается много элементов, имеющих сходные коннотации: «Литература», «Культурное наследие», «Традиционность», «Шекспир». Представление также образовано темами, имеющими политическую и географическую коннотации. В представлении о Великобритании отсутствуют элементы, имеющие экономическую коннотацию. Ассоциации, образующие зону ядра и периферическую систему, составляют 44,4 % от всех предложенных понятий.

Германия, Франция  рассматриваются как центры влияния только третей частью респондентов.

 В случае Германии респондентами (N=64) было высказано 297 ассоциаций, словарь понятий составили 174 слова или словосочетания.

Зона ядра представления (табл. 2) объединяет элементы: «Пиво», «А.Меркель», «Фашизм», «БМВ», «Пунктуальность», «Качество», «Язык», «Культура», из которых только один – «Пиво» – имеет согласованную оценку и  связан с элементами периферии – «Бавария», «Октобер-фест». Комплекс этих понятий можно рассматривать как указание на социальную практику, специфическую для данной культуры.

Первая периферическая система состоит из понятий: «Педантичность», «Образование», «Строгость», «Канцлер», «Автомобили», «Аккуратность», «Автобаны», «Экономия», «Стабильность», «Чистота», «Точный расчет», «Великая Отечественная война», «Футбол», «Европа». Вторая периферическая система включает в себя элементы: «Бавария», «Классическая музыка», «Обеспеченность», «Октобер-фест», «Порядок», «Сотрудничество с другими странами». Темы зоны ядра представления имеют политическую («А.Меркель», «Фашизм») и экономическую («БМВ») коннотации. Присутствуют элементы, связанные с культурой («Язык», «Культура»), а также качества, которые можно рассматривать как часть стереотипа немцев. Все эти темы развиваются в периферической системе (соответственно): «Канцлер» (политическая тема); «Автомобили», «Автобаны», «Стабильность», «Обеспеченность», «Сотрудничество с другими странами» (экономическая тема); «Классическая музыка» (тема, связанная с культурой).

Примечательно присутствие элемента «Фашизм» в зоне ядра представления; он, несомненно, связан с коллективной памятью, касается российско-германских отношений и политических событий, а также обретает историческую коннотацию, ибо в периферической системе он конкретизируется за счет элемента «Великая Отечественная война».

Качества, которые можно рассматривать как стереотипные для немцев: в зоне ядра расположено качество «Пунктуальность», в периферической системе – качества «Педантичность», «Строгость», «Аккуратность», «Экономия», «Точный расчет». Все элементы зоны ядра и периферической системы представления составляют 42,8% от всех высказанных ассоциаций.

Респондентами (N=54) была предложена 261 ассоциация, словарь понятий состоял из 156 слов или словосочетаний, когда высказывались представления о Франции.

 Зона ядра представления состоит из элементов (табл. 2): «Париж», «Романтика», «Культурный центр», «Вино», «Круассаны», «Развитая». Первая периферическая система объединяет понятия: «Стиль», «Утонченность», «Эйфелева башня», «Модная», «Лувр», «Кухня», «Музыка», «Нотр Дам», «Проблемы с приезжими», «Язык». Вторая периферическая система содержит один элемент – «Н.Саркози».

Темы, присутствующие в зоне ядра, таковы: указание на культуру («Культурный центр мира») в периферической системе дополняется – «Лувр», «Нотр Дам», «Музыка», «Язык»; указание на национальную кухню («Вино», «Круассаны») дополняется в периферической системе – «Кухня»; кроме того есть тема, имеющая экономическую коннотацию («Развитая»), и тема, связанная с массовой культурой («Кино»).

Элементы, образующие зону ядра и периферическую систему, составляют – 43,68% от всех предложенных понятий.

 

Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд выводов.

1. Центры влияния в современном мире представлены группами стран: США и Россия; Великобритания, Китай и Япония; Германия, Франция. Суть этой иерархии такова, что первостепенная роль отводится США и России. Таким образом, современное мировое устройство представляется, скорее, как биполярное.

Полученные результаты позволяют лишь частично принять выдвинутую нами гипотезу, согласно которой современный мир представляется как многополярный и Россия является в нем одним из центров влияния. Россия представляется одним из центров влияния в современном мире в различных группах молодежи, однако сам мир представляется, скорее, как  биполярный, где имеет место оппозиция времен «холодной войны» «Россия–США».

2. Ключевые категории, на которых основываются представления о России как о центре влияния,  имеют политическую и экономическую коннотации. Элемент «Культура» не занимает в представлении ключевого положения.

Предположение о том, что «Культура» является одним из важных элементов представления о России (этот элемент располагается в зоне ядра) также может быть принято лишь частично. «Культура» – это элемент представлений, однако он играет в представлении второстепенную роль. Элементы, указывающие на культуру, присутствуют в представлениях о других странах – центрах влияния в современном мире (Китай, Япония, Германия, Франция).

3. Представления о странах – центрах влияния структурируются вокруг элементов, имеющих геополитические и экономические коннотации, что позволяет принять высказанное нами выше предположение. Этот факт аналогичен результатам, которые получены А. Де Розой [7], продемонстрировавшей, что географический критерий для классификации стран в терминах «север–юг–запад–восток» едва ли возможен, люди апеллируют к геополитическим и историческим основаниям.

Результаты нашего исследования ставят новые вопросы, касающиеся, в частности, гражданской идентичности.

Литература

  1. Заиграев Г.Г. Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации // Социологические исследования. 2009. №8.
  2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
  3. Bonnec Y. Identité régionale, nationale et européenne. Organisation et statut de la mémoire sociale au sein des représentations sociales// La mémoire sociale: Identités et Représentations Sociales/ Sous la dir. de S.Laurens, N.Roussiau. Rennes, 2002.
  4. Markova I. Dialogicality and Social Representations. Cambridge, 2003.
  5. Moscovici S. La Psychanalyse: son image et son public. P., 1961.
  6. Moscovici S. The history and actuality of social representations // The Psychology of the Social/ Ed. by U. Flick. Cambridge, 1998.
  7. Rosa A.S. de, d’Amrosio M. L’Union européenne de 15 à 25 : représentations, projections et attitudes des jeunes étudiants// Connexions. 2005. Vol.84. №2.
  8. Vergès P. L’Evocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation// Bulletin de psychologie. 1992. T. XLV. №405.

Информация об авторах

Бовина Инна Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199, e-mail: innabovina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2896
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 824
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1