Исследование эмоционально-аффективной сферы личности подростков*

4143

Аннотация

В настоящее время возрастает интерес психолого-педагогического сообщества к изучению личности учащихся, в том числе учеников подросткового возраста, что, в первую очередь, обусловлено утверждением новых федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования. Профессиональное педагогическое сообщество в качестве приоритетной задачи ставит разработку и апробацию инструментария для оценки образовательных результатов, который может использоваться педагогами в образовательном процессе. В статье представлены результаты разработки и апробации критериального аппарата для оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростов. Рассматриваемая в статье система критериев имеет отношение к формированию ряда личностных образовательных результатов учеников средней школы и может быть использована в условиях образовательного процесса, а апробированный в ходе исследования диагностический блок может существенно обогатить методический арсенал школьных психологов.

Общая информация

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-36-01034.

Ключевые слова: подростковый возраст, личность в подростковом возрасте, критерии и инструментарий оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростка

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Леонова О.И. Исследование эмоционально-аффективной сферы личности подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55569 (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

 

 

Значительные социокультурные изменения, происшедшие в нашей стране в последние десятилетия, повлияли на характер социальной ситуации развития детей разных возрастов, и подростковый возраст не является здесь исключением - ученики подросткового возраста находятся в эпицентре внимания современных педагогов и психологов.

Модернизация системы общего образования, основанная на внедрении Федерального образовательного стандарта, предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в развитии личности учащихся. Актуальной задачей национальной системы образования является забота о психологическом здоровье учащихся. В частности, стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 17.05.2012  г.) среди пятнадцати личностных результатов освоения основной образовательной программы определяет следующий:

«бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь».

Термин «психологическое здоровье личности», введенный в научный лексикон И.В. Дубровиной для конкретизации основной цели психологической службы образования - «максимальное содействие психическому и личностному развитию детей и школьников» - предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов, его отношению к людям и окружающему миру.

Глубокий анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологического здоровья выполнен В.Э. Пахальяном [7], который определяет психологическое здоровье как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), позволяющее человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе. В.В. Зацепин и В.Э. Пахальян показали, что психологическое здоровье ребенка во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и ее ближайшим взрослым окружением. Причем эти взаимоотношения становятся источником отношения самих школьников к своему здоровью.

И.А. Баева [1] полагает, что психологическое здоровье человека зависит от возможности человека адаптироваться к особенностям своего поведения, к содержанию собственной психики, через осознание своего отношения к самому себе человек способен к самооценке своих поступков, мыслей, чувств.

Проблема психологического здоровья приобретает особую актуальность для человека, проживающего в мегаполисе, поскольку здесь возникает значительно большее количество негативных состояний: страхов, депрессий, агрессии. Авторы [1] перечисляют условия сохранения (восстановления) психологического здоровья ребенка:

•        создание психологически безопасного пространства жизнедеятельности ребенка, в том числе образовательного, на основе здоровьесберегающих технологий;

•        осуществление эффективного психологического сопровождения жизнедеятельности ребенка и его референтного окружения, оказание оперативной квалифицированной психологической помощи в случаях нарушения безопасности жизнедеятельности;

•        снижение уровня всех форм насилия, прежде всего психологического, во взаимодействии всех участников образовательной среды.

Анализ работ, посвященных проблеме психологического здоровья школьников [1; 3; 7; 10], позволяет полагать, что основу психологического здоровья подростков составляет благополучие эмоционально-аффективной сферы личности.

Мы поставили перед собой задачу выделить критерии оценки психологического здоровья школьников.

Теоретическое обобщение работ, рассматривающих особенности взаимодействия учащихся с учетом особенностей образовательных сред [1; 2;                             4; 6; 9] позволило нам выделить два

значимых параметра эмоционально-аффективной сферы личности подростков: влияние среды на личность и отношение личности к среде. При этом условия среды оказывают влияние на личность и могут приводить к отклонениям в ее развитии при соединении (и усилении) отдельных отрицательных воздействий среды. В то же время, адаптируясь к средовым условиям, личность сама влияет на среду, - формируется субъектное отношение к среде. Указанные параметры характеризуют эмоционально-аффективную сферу личности подростков и, согласно И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.Э. Пахальяну [3; 7; 8; 9], характеризуют психологическое здоровье подростков.

Рис. 1. Теоретическая схема значимых параметров эмоционально-аффективной сферы
личности подростка

Реализуя принятую нами теоретическую схему, мы уточняем, что при исследовании эмоционально-аффективной сферы личности подростков необходимо изучить два значимых параметра: «влияние среды на личность» и «отношение личности к среде». Как минимум, эти параметры позволяют оценить включение подростка в образовательный процесс.

В свою очередь, выделенные параметры эмоционально-аффективной сферы личности подростков включают такие показатели, как самоотношение, тревожность, страхи и степень фрустрации, составляющие эмоционально-личностное благополучие подростков (первый параметр) и особенности эмоционального отношения к учению, а также уровень личностной адаптации (второй параметр) [5].

Таким образом, теоретическая схема (рис. 1) представляет критерии оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростков, которые в свою очередь могут быть рассмотрены как критерии оценки их психологического здоровья.

В ходе исследования мы осуществили подбор диагностического инструментария и апробировали выделенные критерии оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростков. С этой целью мы использовали целый ряд методических приемов, которые доказали свою валидность (табл. 1). Базу исследования составили два средних общеобразовательных учреждения города Москвы (условное название - школа I и школа II).

Т а б л и ц а 1

Характеристика методического комплекса

 

п/п

Изучаемый параметр

Методика

1

Особенности     самоотношения     и

самооценки                          личностных

особенностей и форм поведения

Личностный опросник «Я-концепция» Е. Пирс и Д. Харрис, модифицированный А.М. Прихожан

2

Характер и уровень тревожности, страхов, фрустраций, связанных с включением подростка в жизнь школы

Опросник Б. Филлипса

3

Эмоциональное        отношение        к

учению

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д. Спилбергера (State - Trait Personality Inventory), модифицированная А.Д. Андреевой и А.М. Прихожан

4

Личностная                              адаптация

(поведенческий аспект)

«Карта              наблюдения»              Д.              Стотта,

модифицированная      А.М.        Прихожан,       Н.Н.

Толстых

Для проверки значимости различий между исследуемыми показателями использовались:

•        критерий Колмогорова-Смирнова Z для двух выборок;

•        U-критерий Манна-Уитни;

•        H-критерий Краскела-Уоллеса.

Данные эмпирического исследования и результаты их анализа позволяют сделать заключение о том, что подростки школы I и школы II статистически достоверно различаются по всем показателям параметров эмоционально-аффективной сферы личности (рис. 2).

 

Рис. 2. Данные о различии параметров эмоционально-аффективной сферы личности подростков в школе I и школе II

В школе I выявлен более высокий процент учеников со следующими особенностями:

•              с низким уровнем самоотношения (Z=2,499; p=0,001) (табл. 2);

•              низким уровнем компонентов самооценки подростков - поведения, интеллекта, ситуации в школе, внешности, эмоционального благополучия, общения (Z=2,499; p=0,001; рис. 3);

•              повышенными показателями тревожности в школе, фрустрации потребности достижения успеха, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать требованиям окружающих, низкой физиологической сопротивляемости стрессу, страхов в отношениях с учителями (Z=3,654; р=0,001; табл. 3).

Т а б л и ц а 2

Различие между школой I и школой II по показателю «самоотношение» (%)

Уровень самоотношения

Школа I

Школа II

Очень высокий

18,56

24,10

Высокий, соответствующий социальному нормативу

28,14

50,00

Средний

28,14

16,27

Низкий, неблагоприятный

24,55

9,64

Предельно низкий

0,60

0

 

Рис. 3. Различие между школой I и школой II по уровню самооценки подростков

Эмоционально-личностное благополучие. Тревожность, страхи, фрустрации подростков в школе I и школе II (%)

 

Показатели

Школа I

Школа II

Оптим.

Повыше н.

Высок.

Оптим.

Повыше н.

Высок.

Общая тревожность в школе

72,46

20,36

7,19

90,96

7,23

1,81

Переживание социального стресса

70,06

23,95

5,99

75,30

24,10

0,60

Фрустрация потребности в достижении успеха

64,67

23,95

11,38

83,13

12,64

4,22

Страх самовыражения

61,68

17,37

20,96

86,75

9,64

3.61

Страх ситуации проверки знаний

56,29

20,96

22,75

86,75

9,04

4.22

Страх не соответствовать требованиям окружающих

56,89

20,96

22,16

87,35

11,45

1,20

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

76,65

11,38

11,98

92,17

6,02

1,81

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

65,27

26,95

7,78

86,14

12,65

1,20

Эмоциональное напряжение

71,86

11,98

16,17

87,95

9,64

2,41

Существуют достоверные различия по параметру «отношение личности к среде».

В частности, в школе I статистически достоверно выше процент учеников со следующими особенностями:

•           отрицательным эмоциональным отношением к учению (Z=2,391; p=0,001; рис. 4);

•          низкой мотивацией достижения, низкой познавательной активностью, высоким уровнем тревожности и гнева (Z=2,391; p=0,001; рис. 5).

Рис. 4. Отношение личности к среде. Эмоциональное отношение к учению по методике Спилбергера-Прихожан (%)

Школы достоверно различаются по следующим показателям, свидетельствующим о личностной дезадаптации подростков: недостаток доверия, тревожность по отношению к взрослым, враждебность по отношению к взрослым и детям, асоциальность. Повышенный и высокий уровни личностной дезадаптации выявлены у 21% и 12% подростков школы I и у 13% и 3,5% подростков школы II (Z=3,161; р=0,001; табл. 4).

Т а б л и ц а 4 Отношение личности к среде.

Параметры личностной дезадаптации (поведенческий аспект; %)

Показатели

Школа I

Школа II

1

2

3

1

2

3

Недостаток доверия

32,34

61,08

6,59

71,08

28,31

0,06

Уход в себя

86,83

11,98

1,20

95,18

4,82

0

Тревожность по отношению к взрослым

79,61

16,45

12,93

86,19

10,24

0,06

Враждебность к взрослым

56,97

15,76

28,47

76,51

15,66

7,83

Тревожность по отношению к детям

44,77

38,68

16,55

72,29

20,54

7,17

Асоциальность

82,42

12,73

4,85

96,39

3,01

0,06

Враждебность к детям

56,29

15,57

28,14

76,51

15,66

7,83

Процент в среднем по дезадаптации

 

21,33

12,10

 

13,34

3,52

 

Примечание.1- низкий уровень, 2 - повышенный уровень, 3 - высокий уровень

Таким образом, нами была проведена апробация диагностического инструментария оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростков. По результатам исследования выявлено, что апробируемый диагностический блок представляет собой корректный инструментарий оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростков, он может существенно обогатить методический арсенал школьных психологов.

Выявленные различия между школами показали определенное преимущество образовательной среды школы II в отношении к психологическому здоровью учащихся - их эмоционально-личностному благополучию, отношению к себе и к окружающим. Предварительные эмпирические данные позволяют выявить в школе I опасность развития негативных последствий, состоящих в изменениях личности и поведения учеников.

Установлено [1], что профилактика и элиминация отрицательных эффектов воздействия среды на личность подростков включают в себя два главных аспекта: опору на развивающее обучение и психологическую защищенность, что составляет основу концепции психологической безопасности образовательной среды.

Полученные результаты показывают, что школе принадлежит большая роль в формировании психологического здоровья подрастающего поколения. Поэтому важной задачей последующих исследований должен стать анализ влияния образовательной среды на параметры личности подростков.

Литература

  1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие/ Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.
  2. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий// Психологическая наука и образование. 1997. №2.
  3. Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников // Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
  4. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности// Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Часть II/ Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
  5. Леонова О.И. Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. №1.
  6. Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. №1.
  7. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. М., 2006.
  8. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007.
  9. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса// Психологическая наука и образование. 1997. № 1.
  10. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. …д-ра психол. наук. М., 2001.

Информация об авторах

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3383
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 4143
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 23