Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика динамики интрагруппового структурирования в I–V классах общеобразовательной школы 677

Лисицына А.А., соискатель факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, LisitsynaAA@mgppu.ru

Аннотация

В статье изложены «рамочные» материалы лонгитюдного исследования особенностей интрагруппового структурирования в ученических группах – классах начальной школы и на рубеже начальной и средней школы. С опорой на наработанный массив эмпирических данных показано, что в I классах из всех универсально значимых интрагрупповых структур относительно сформированной оказывается лишь структура аттракционных отношений, хотя и она не является самоценной, будучи практически прямой проекцией отношений классного руководителя к конкретным первоклассникам. Что касается III классов, то интрагрупповая аттракционная структура здесь уже реально складывается как самоценно неформальная. В V классах формируются практически полноценные интрагрупповые структуры в сферах аттракционных отношений, отношений референтности, неформально-властных отношений. Результаты исследования показывают также, что классные руководители, преимущественно ориентируясь на «учебно-ролевые» характеристики учащихся, адекватно распознают реальную интрагрупповую структуру ученической группы лишь в I классе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время, когда многие годы господствовавшая в отечественной педагогической практике учебно-дисциплинарная модель образования сменяется на модель личностно ориентированную и личностно развивающую, все более злободневными становятся психологические, в том числе и социально-психологические, исследования, посвященные изучению характера взаимоотношений учащихся между собой и их взаимоотношений с педагогами. Актуальность и социальная востребованность подобных разработок обусловлена, прежде всего, тем, что сегодня учащиеся становятся подлинными субъектами образовательного процесса. В этом плане даже самые младшие из них – учащиеся начальной школы – не являются исключением.

Литература
  1. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  2. Кондратьев М.Ю., Лисицына А.А. Особенности интрагруппового структурирования классов в начальной школе и на рубеже начальной и средней школы // Социальная психология и общество. 2012. №2.
  3. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
  4. Петровский А.В. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психологии. 1991. №1.
  5. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского. М., 1979.
  6. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.
  7. Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
  8. Щедрина Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива: Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина. М.,1975.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика