Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7526Ключевые слова 18084 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Основы мониторинга в области профилактики аддикций 1213

Аршинова В.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории медико-психологической реабилитации Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, varsheenova@yandex.ru
Барцалкина В.В., кандидат психологических наук, заведующая лабораторией «Медико-психологическая реабилитация», ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, bartsalkina50@mail.ru
Глазкова О.В., начальник отдела дополнительного образования Департамента образования города Москвы , Москва, Россия, glazkova-ov@mail.ru

Аннотация

Обсуждаются основы мониторинга профилактической психолого-педагогической деятельности в области зависимого поведения как методологической модели для оценки профилактической деятельности (результатов профессионального вмешательства) и профилактических ресурсов (теоретико-методологические разработок, программ, мероприятий), встроенных в национальные системы профилактики развитых стран. Описывается отечественный и зарубежный опыт мониторинга профилактического пространства в системе образования, проводимого на личностном и социальном уровнях. На основании результатов исследований, осуществленных коллективом авторов статьи, делается вывод о том, что мониторинг должен строиться на едином методологическом профилактическом подходе – теории «устойчивого развития личности». Освещаются принципы оценки профилактической деятельности и процедуры, приводятся примеры стандартизированного и широко распространенного за рубежом диагностического инструментария. Предлагается алгоритм оценки эффективности психолого-педагогической профилактической деятельности образовательных учреждений, даются рекомендации по ее дальнейшему планированию.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сравнение сложившейся отечественной ситуации в области профилактики и реабилитации аддиктивного поведения среди детей и подростков с современными требованиями к системам профилактической и реабилитационной деятельности выявляет слабости отечественного подхода и сильные стороны западных стран. Особенно остра проблема оценки качества и эффективности профилактической деятельности в области аддиктивного поведения (далее – мониторинг), которая не менее значима, чем теоретические знания в этой области. Значимая роль в оценке результатов принадлежит диагностическому инструментарию, разработанному в рамках теории или привлеченному извне и дающему возможность определить предлагаемый теорией показатель. Наши исследования позволяют утверждать, что диагностический инструментарий в области профилактики зависимого поведения – это не хаотичный набор диагностических методик, а спланированные процедуры мониторинга, выстроенного в соответствии с определенными принципами.

Литература
  1.  Аршинова В.В. Комплексный подход в решении проблем профилактики химической зависимости// Профилактика табакокурения в молодежной среде: Сборник научных трудов и результатов практической работы / Под ред.  О.Н. Усановой/ Институт психологии и педагогики. М., 2009. 
  2. Аршинова В.В., Барцалкина В.В., Борисов Е.П., Дмитриева Н.Г., Флорова Н.Б. Границы субъективного антитабачного профилактического пространства подростков старшей возрастной группы// Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: www.psyedu.ru. 2010. № 2. http://www.psyedu.ru/journal/2011/2/2123.phtml
  3. Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам в Российской Федерации – «ESPAD – 2007»/ Под общ. ред. Е.А. Кошкиной. М., 2009.
  4. Официальный сайт SPSS http://www.spss.com
  5. Пособие для медицинских работников по консультированию пациентов для отказа от курения / Под ред. К. Хорте, С. Коллеман.  М., 2010.
  6. Реализация принципов ДМ: Экспериментальные исследования. Рандомизированные контролируемые испытания//Российско-шведский проект «Инфекционный контроль ЛПУ СЗФО». Электронная версия: http://epidept.spb.ru/Content/SSI/General/content/theme10_11.htm.
  7. Сидоров П.И. Наркологическая превентология: Руководство. М., 2006.
  8. Сидоров П.И. Преподавание наркологии и антиалкогольное воспитание студентов-медиков // Здравоохранение РФ. 1990. № 9.
  9. Сперанская О.И. Табачная зависимость: перспективы исследования, диагностики, терапии: Руководство для врачей. М., 2011.
  10. Шпиленя Л.С. Проблемы организации в Санкт-Петербурге реабилитационной среды для лиц, нелегально употребляющих наркотические средства// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация»/Под ред. В.В.Барцалкиной, Н.Б.Флоровой, В.В.Аршиновой. М., 2011.
  11. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders: DSM-IV-TR American Psychiatric Association. Arlington, VA, USA. 2000.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика