Исследование значимых параметров образовательной среды школы

1955

Аннотация

Обсуждается вопрос психологической безопасности образовательной среды школы в оценках учителей и учеников. Определяются ведущие характеристики образовательной среды в представлениях субъектов учебно-воспитательного процесса. Излагаются результаты эмпирического исследования параметров образовательной среды, проведенного на базе средних общеобразовательных школ Москвы, в котором участвовали 58 младших подростков (12–13 лет) и 46 старших подростков (15–16 лет). Анализируются параметры удовлетворенности и защищенности образовательной среды школы и устанавливается взаимозависимость между ними. Делается вывод, что полученные данные подтверждают важность поддержания позитивных межличностных отношений между участниками образовательного процесса и показывают векторы их развития с целью достижения высокого уровня психологической безопасности образовательной среды школы в целом.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность, социально-психологические компоненты, уровень удовлетворенности и защищенности образовательной среды, характеристики образовательной среды, психологическая оценка безопасности образовательной среды

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Калугин Д.В. Исследование значимых параметров образовательной среды школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57071 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Концепция психологической безопасности образовательной среды основывается на представлении о том, что человек будет принят, а не отторгнут некой референтной группой, будет иметь эмоционально благоприятные взаимоотношения со значимыми другими, будет защищен от угроз, неприятия, подавления. Признание значимости социальной среды (прежде всего, позитивных отношений в среде) является условием ощущения персональной идентичности с ней, наряду с эмоциональной поддержкой, чувством ценности друг друга, терпимостью, доверием и ответственностью [6].

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002.
  2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.
  3. Елатенцева Л.Ю. Организационно-методический аспект создания психологически безопасного образовательного пространства // Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
  4. Калугин Д.В. Психологическая оценка безопасности образовательной среды школы субъектами учебно-воспитательного процесса // Российский научный журнал. 2011. № 4.
  5. Караваева В.А. Толерантное взаимодействие учащихся как основа психологической безопасности образовательной среды // Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
  6. Леонова О.И. Психологические риски образовательной среды в эмоционально-личностном состоянии учащихся // Психологическая наука и образование. 2009. № 5.
  7. Рассоха Н.Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников: Дис. …канд. психол. наук. СПб., 2005.
  8. Рубцов В.В., Баева И.А., Ковров В.В. Система экспертизы психологической безопасности образовательной среды // Итоговые результаты 2-го этапа эксперимента, ГЭП. М., 2009.

Информация об авторах

Калугин Д.В., аспирант факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: kdennis@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2037
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1955
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2