Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Отношение к микросоциуму и макросоциуму у педагогов с разным уровнем психического выгорания 1258

Мерзлякова Д.Р., кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Института гражданской защиты, ФГБОУ ВО «Удмуртский государствет», Ижевск, Россия, sagitova_77@mail.ru

Аннотация

Описывается исследование, целью которого было изучение симптомов психического выгорания и отношения к микросоциуму и макросоциуму у педагогов с разным уровнем проявленности данного психологического феномена. Гипотезы исследования состояли в том, что при возрастании уровня психического выгорания под действием стресс-факторов происходит усиление эмоциональных, мотивационных, когнитивных, поведенческих и психосоматических симптомов, а также негативного отношения специалиста к микросоциуму, макросоциуму и к профессии в целом. В исследовании приняли участие 155 педагогов общеобразовательных школ: 112 женщин и 43 мужчины в возрасте от 22 до 70 лет. Использовались следующие психодиагностические методики: наблюдение, беседа, анкета, разработанная автором, для изучения симптомов психического выгорания, опросник MBI в варианте для педагогов и учителей, разработанный К.Маслак и С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. Исследование показало, что при возрастании уровня психического выгорания происходит усиление эмоциональных, мотивационных, когнитивных, поведенческих и психосоматических симптомов. У педагогов высокого уровня психического выгорания более выражено негативное отношение к профессии и рабочей обстановке, к микросоциуму (реципиентам и коллегам) и макросоциуму (социальным стратам и общественным институтам).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Первые работы по выгоранию появились в 1970-е гг. в США. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. В 1974 г. он описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности), и назвал его запоминающейся метафорой — выгорание [8]. Другой основоположник идеи выгорания –  К. Маслак – определяет синдром выгорания как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, отмеченного физическим истощением и хронической усталостью, чувствами беспомощности и безнадежности, развитием отрицательной самооценки и негативного отношения к работе, жизни и другим людям.

Литература
  1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М., 1998.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
  3. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
  4. Демьянчук Р.В. Эмоциональное выгорание учителя. М., 2006.
  5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т.22. № 1.
  6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
  7. Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy: 3-d ed. Monterey, Calif., 1986.
  8. Freudenberger H.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. http://psihotesti.ru/gloss/tag/cherstvost/
  9.  Maslach C, Leiter M.P. The Truth about Burnout: How Organization Cause Personal Stress and What to Do about It. San Francisco, CA., 1997.
  10.  Naisberg-Fennig S., Fennig S., Keinan G, Elizur A. Personality characteristics and proneness to burnout: a study among psychiatrists // Stress Medicine. 1991. Vol. 7.
  11.  Schaufeli W.B., Enzmann D. The Burnout Companion to Study and Practice: A Critical Analysis. Washington DC, 1998.
  12.  World Health Organization. The ICD-10 Classification of Mental and Behavioral Disorders: Clinical Descriptions and Diagnostic Guidelines. Geneva, 1992.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика