Развитие изобразительного замысла в дошкольном возрасте

2552

Аннотация

Исследование посвящено изучению связи замысла с условиями становления изобразительной деятельности и развитием речи у детей дошкольного возраста. Выборку испытуемых составили 50 детей в возрасте 5;4 – 6;1 лет (средний возраст 5;9 лет). Методический инструментарий был направлен на изучение особенностей изобразительной деятельности и условий ее становления. Мы предположили, что дети с разным уровнем изобразительного замысла будут иметь качественные отличия в речевом сопровождении и в развитии основных условий изобразительной деятельности (восприятие и наглядно-образное мышление, воображение, произвольность, обобщение). Анализ результатов позволил выделить четыре уровня развития изобразительного замысла, дополнив, таким образом, существующую трехступенчатую классификацию. Такие условия становления изобразительной деятельности, как наглядно-образное мышление и восприятие, воображение, обобщение, номинативная функция речи, – значимо различаются у детей с разным уровнем изобразительного замысла. Также выявились различия в речевой активности и направленности высказываний у детей с разным уровнем изобразительного замысла.

Общая информация

Ключевые слова: изобразительная деятельность, изобразительный замысел, функции речи, уровень обобщения в рисунке, речевая активность

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Запуниди А.А. Развитие изобразительного замысла в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57132 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

На начальных стадиях развития замысел фиксируется внутренне, проявляясь внешне через речевые высказывания (планирующие, поясняющие) [6]. Начало развития замысла связывают с переходом рисунков детей на изобразительную стадию [11; 12]. Внешним выражением достижения этой ступени считают изменение соотношения между изображением и словом:  ребенок сначала словесно формулирует замысел, затем приступает к его выполнению [3; 12]. На начальных этапах овладения рисованием слово выражает не образ предмета, а «графический образ», т.е. представление о том, как предмет будет изображаться. В процессе узнавания каракуль и закрепления за ними определенных значений происходит накопление графических образов, которые и приводят к возникновению намеренного изображения. Первые графические образы возникают как результат внешней поисковой активности ребенка. Затем ориентировочная часть этой активности переходит во внутренний план и превращается в «примеривание в плане образов» [4].

Литература

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2004.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2002.
  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М.,1999.
  5. Гросул Н.В.  Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.
  6. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 
  7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
  8. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной отсталости. СПб., 2002.
  9. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1959.
  10. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.,1983.
  11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Метод. пособие для воспитателей и педагогов. М., 2005.
  12. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  13. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М., 1998.
  14. Сулейманян А.Г. Опыт экспериментального изучения развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в условиях игры-сказки // Психологическая наука и образование. 2003. № 3.
  15. Matuga J.M. Children’s private speech during algorithmic and heuristic drawing tasks // Contemporary Educational Psychology. 2003. № 28.
  16. Matuga J.M. Situated creative activity: the drawing and private speech of young children // Creativity Research Journal. 2004. № 16.
  17. Toomela A. Drawing as a verbally mediated activity: A study of relationships between verbal, motor, and visuospatial skills and drawing in children // International Journal of Behavioral Development. 2002. № 26 (3).

Информация об авторах

Запуниди Анна Александровна, кандидат психологических наук, специалист по учебно-методической работе отдела аспирантуры и докторантуры факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: elenvir@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1956
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 2552
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5