Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Развитие изобразительного замысла в дошкольном возрасте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: изобразительная деятельность, изобразительный замысел, функции речи, уровень обобщения в рисунке, речевая активность
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Запуниди А.А. Развитие изобразительного замысла в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57132 (дата обращения: 29.03.2024)
Фрагмент статьи
На начальных стадиях развития замысел фиксируется внутренне, проявляясь внешне через речевые высказывания (планирующие, поясняющие) [6]. Начало развития замысла связывают с переходом рисунков детей на изобразительную стадию [11; 12]. Внешним выражением достижения этой ступени считают изменение соотношения между изображением и словом: ребенок сначала словесно формулирует замысел, затем приступает к его выполнению [3; 12]. На начальных этапах овладения рисованием слово выражает не образ предмета, а «графический образ», т.е. представление о том, как предмет будет изображаться. В процессе узнавания каракуль и закрепления за ними определенных значений происходит накопление графических образов, которые и приводят к возникновению намеренного изображения. Первые графические образы возникают как результат внешней поисковой активности ребенка. Затем ориентировочная часть этой активности переходит во внутренний план и превращается в «примеривание в плане образов» [4].
Литература
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2004.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2002.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М.,1999.
- Гросул Н.В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.
- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
- Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной отсталости. СПб., 2002.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1959.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.,1983.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Метод. пособие для воспитателей и педагогов. М., 2005.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М., 1998.
- Сулейманян А.Г. Опыт экспериментального изучения развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в условиях игры-сказки // Психологическая наука и образование. 2003. № 3.
- Matuga J.M. Children’s private speech during algorithmic and heuristic drawing tasks // Contemporary Educational Psychology. 2003. № 28.
- Matuga J.M. Situated creative activity: the drawing and private speech of young children // Creativity Research Journal. 2004. № 16.
- Toomela A. Drawing as a verbally mediated activity: A study of relationships between verbal, motor, and visuospatial skills and drawing in children // International Journal of Behavioral Development. 2002. № 26 (3).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1956
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 2552
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5