Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальная психология образования как отрасль научного знания 3147

Крушельницкая О.Б., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, social2003@mail.ru
Орлов В.А., кандидат психологических наук, Доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vladimirorlov@bk.ru
Сачкова М.Е., доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, ФГБОУ ВО РАНХиГС, Москва, Россия, msachkova@mail.ru
Полный текст

В последние годы в российском образовании происходят коренные перемены, связанные, прежде всего, с переходом на принципиально новую, компетентностную основу обучения и воспитания. Без формирования общекультурных, метапредметных, профессиональных компетенций невозможно полноценное развитие личности в современных условиях. Все более актуальным в современном образовании становится запрос на социально-психологические средства обучения и воспитания учащихся. Это обусловлено целым рядом объективных причин. Перечислим некоторые из них.

Обучение –  не просто приобретение знаний, а присоединение к культурному наследию человечества в процессе социализации развивающейся личности. При этом главенствующим в развитии личности   является формирование системы ее ценностей на основе взаимодействия с другими людьми, и прежде всего – с референтным окружением. Следует подчеркнуть, что социальное взаимодействие является важнейшим фактором формирования морально-нравственных качеств развивающейся личности, а обучение и воспитание в образовательном учреждении осуществляются непосредственно в системе коммуникативного взаимодействия, в процессе педагогического общения. От эффективности этого коммуникативного процесса в образовательном пространстве во многом зависит полноценное развитие личности.

Традиционно педагогический процесс в организационном и содержательном планах является коллективной деятельностью в системе как  вертикальных связей («ученик – учитель»), так и горизонтальных («ученик – ученик»). Успешность образовательного процесса индивида во многом обусловлена его статусной позицией в группе и системой отношений значимости – ориентацией индивида на высокостатусных учащихся, авторитетных взрослых, а также на референтные группы. Поэтому эффективность образовательного процесса для индивида во многом опосредована его социально-психологическим положением в системе межличностных отношений.

Не следует забывать, что наряду с образовательными учреждениями важное влияние на учащихся оказывает семья – базовый институт социализации ребенка. Семья представляет собой разновидность довольно хорошо изученной в рамках социальной психологии малой группы, обладающей характерными особенностями отношений ее членов между собой и с представителями иных групп.

Актуальной остается проблема этнических отношений в образовательном пространстве, которая также является объектом социально-психологических исследований.

И еще одно хорошо проработанное направление – психология управленческой деятельности – также может быть эффективно использовано в сфере образования.

Кроме того, как показывают результаты исследований, в том числе и проводимых на кафедре теоретических основ социальной психологии МГППУ, одной из важнейших проблем эффективности современных образовательных учреждений является гармонизация всей системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса – педагогов, администрации, учащихся и их родителей [7; 8].

Таким образом, практически все ключевые явления, которые изучает социальная психология, рассматривая личностное как групповое и групповое  как личностное, существенно влияют на успешность обучения и воспитания. Видимо, поэтому в последние годы все чаще публикуются научные статьи и учебные пособия, проводятся научные конференции, посвященные актуальным социально-психологическим задачам образования.

Ряд авторов (Г.В. Акопов [1], А.Н. Сухов [11] и др.) поднимают вопрос о необходимости выделения нового научного направления – социальной психологии образования. Психологи и педагоги исследуют вопросы организации эффективной групповой учебной деятельности (Ш.А. Амонашвили, В.В. Рубцов, М.П. Щетинин и др.), а также профессиональной подготовки учителей, ученики которых успешно  осваивают  коммуникативные и другие социально значимые метапредметные универсальные учебные действия (В.А. Гуружапов, А.А. Марголис, В.В. Рубцов). Рассматриваются проблемы гармонизации взаимодействия школьного психолога с учителями, а также другими субъектами образовательного процесса (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин,
Я.Л. Коломинский, А.А. Марголис, А.К. Маркова, А.А. Реан, В.В. Рубцов, И.С. Якиманская и др.). Исследуются возможности проектирования и экспертизы образовательных сред разного типа (В.А. Гуружапов, В.А. Ясвин и др.). Результаты этих и других работ, выполненных в рамках различных отраслей психологии, стали теоретической базой социальной психологии образования.

В отечественной науке накоплен значительный опыт исследования социально-психологических проблем образования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Донцов,
А.С. Залужный, И.И. Ильясов, М.Ю. Кондратьев, А.С. Макаренко, А.В. Петровский,
В.А. Петровский, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн и др.). В течение многих десятилетий разрабатываются проблемы общения и взаимодействия учащихся и педагогов в образовательных учреждениях разного типа (дошкольные, школа, средне-специальные, высшие, учреждения дополнительного образования). В частности, изучались социально-психологические функции управления педагогическим коллективом (Р.X. Шакуров), среди которых были выделены:  целевая ориентация педагогического коллектива, его сплочение и организация, развитие самоуправления, активизация и совершенствование его деятельности. Рассматривались вопросы влияния личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, М.Ю. Кондратьев,
Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.). Затрагивались важные аспекты психологического обеспечения воспитания коллектива (А.С.  Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Поднимались социально-психологические проблемы организации учебно-воспитательного процесса (Л.М. Фридман  и др.). Много внимания уделялось изучению социально-возрастных особенностей учащихся (Л.И. Божович, А.М. Прихожан и др.). Педагоги и психологи обращались также к проблемам организации эффективной групповой учебной деятельности (Ш.А. Амонашвили, X.И. Лийметс, И.Б. Первин,
М.Д. Виноградова, В.В. Рубцов,  М.П. Щетинин и др.) и организации  деятельности ученического «актива» (Л.И. Божович, А.В. Киричук, Т.Е. Конникова и др.). В настоящее время разрабатывается проблема синергетической самоорганизации учебных и профессиональных групп (А.Б. Купрейченко, С.В. Петрушин). Выявлению путей эффективного общения и взаимодействия участников образовательного процесса посвящены работы М.Ю. Кондратьева, Г.С. Кожухарь, О.Б. Крушельницкой, В.А. Орлова,
Н.А. Хаймовской, О.Е. Хухлаева и др. [5; 6; 7; 8; 9; 10; 12]. Проблемы «значимого другого», статусно-ролевых отношений учащихся, а также авторитета, лидерства и руководства в образовательных учреждениях рассматривались в работах М.Ю. Кондратьева,
Ю.М. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, А.В. Петровского, М.Е. Сачковой и других исследователей. Широкий круг отношений учащихся к социально значимым явлениям (в том числе к экологическим проблемам, к целям школьного образования и т.д.) представлен в исследованиях Н.В. Кочеткова, И.Н. Логиновой и др.

Судя по публикациям в журналах «Educational Research Review», «Journal of School Psychology», «Procedia – Social and Behavioral Sciences», «Aggression and Violent Behavior» и в ряде других периодических изданий, для зарубежных социально-психологических исследователей образования актуальны следующие темы:  межэтнические проблемы взаимодействия школьных учителей с учениками и их родителями [16 и др.], повышение успеваемости студентов за счет организации качественной обратной связи от сверстников [20], влияние инклюзивного образования на детей с особыми учебными потребностями и без таковых [19], влияние ученического состава класса на психологический комфорт и академическую самооценку учащихся [13], проблемы взаимоотношений учителя со школьниками с различными академическими результатами и мотивацией учения [18], влияние особенностей взаимодействия в системе «учитель – ученик» на отношения в системе «ученик – ученик» и на качество обучения [15], проблемы безопасности школьной среды [14], взаимосвязь агрессивности и популярности ученика в школьном классе [17] и т.д.

Таким образом, в отечественной и зарубежной психологии накоплен значительный теоретический и эмпирический материал для создания основ новой научной отрасли – социальной психологии образования. Оформление  новой отрасли социальной психологии предполагает разработку концептуального подхода, включающего в себя обоснование ее необходимости, выделение предмета и методического обеспечения, построение структурного содержания, конкретизацию ее отношений с другими направлениями социальной психологии. Г.В. Акопов [1], например, определяет социальную психологию образования как новую предметную область научного знания на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии.

Становление социальной психологии образования в нашей стране тесно связано с развитием других разделов социальной психологии, которые также, в свою очередь, являются междисциплинарными. Так, по мнению Я.Л. Коломинского, в науке можно выделить особую социально-психологическую дисциплину – возрастную социальную психологию, которая исследует «...возрастные закономерности формирования личности в коллективе и взаимодействия между ними, а также психологические особенности групп и коллективов на основных стадиях онтогенеза» [4, с. 128]. Исследователь подчеркивает, что всесторонняя разработка данных проблем необходима для того, чтобы дать педагогам и психологам методы диагностики и управления при работе с учебными группами. Кроме того, сочетание социально-психологических знаний и информации о возрастных особенностях учащихся помогает воплотить программы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом.

Другой ветвью социально-психологической науки, активно разрабатываемой в последние десятилетия, стала социальная психология развития (В.А. Ильин,
М.Ю. Кондратьев, Н.Н. Толстых и др.). Исследователи, работающие в рамках представленного направления, видят в качестве одной из главных задач данной научной области  разработку новых теоретических и методологических принципов, позволяющих вскрыть особую взаимосвязь между личностью и группой, личностью и обществом, представляющих собой интегрированную систему взаимно  детерминированных развивающихся субъектов [3]. Таким образом, несмотря на то, что все перечисленные специализированные разделы науки направлены, в целом, на решение одних проблем, что делает их, несомненно, близкими друг к другу, ракурс и аспекты рассмотрения социально-психологических феноменов, пути решения, способы и подходы к диагностике, консультационной и коррекционно-развивающей работе в образовательных учреждениях в рамках трех научных областей различаются.

Широта и объем социально-психологических и психолого-педагогических исследований в сфере образования, на наш взгляд, позволяют вплотную подойти к разработке концепции новой отрасли знания. Это значит, что настал момент формирования предмета социальной психологии образования, круга рассматриваемых ею проблем, а также используемых для их решения методов и методик.

В результате проведенного анализа можно сказать, что социальная психология образования изучает социально-психологические особенности людей, их поведения и деятельности, а также социальных групп, включенных в образовательное пространство и детерминирующих эффективность учебно-воспитательного процесса. Или, что она изучает социально-психологические закономерности проявления личностного как группового, а группового как личностного в контексте системы образования. Возможны и другие формулировки.

Естественно, что предложенное нами определение предмета социальной психологии образования не является единственно возможным и неизменным. Определение предмета новой научной области – это, как правило, время непростых дискуссий, в которых вероятно пересечение мнений и позиций специалистов разных профессий.

На наш взгляд, цель новой научной дисциплины – создание социально-психологическими средствами условий для гармоничного и эффективного взаимодействия субъектов образовательного пространства. Предстоит обозначить и обсудить также задачи и круг проблем, решаемых средствами социальной психологии образования.

Многие из этих задач уже сейчас поставлены перед социальными психологами практикой образования. Так, например, в последние годы наиболее частыми запросами школьных педагогов, администрации, учащихся и их родителей являются формирование гармоничной образовательной среды и развитие навыков эффективного общения [8]. Необходимыми становятся социально-психологические средства коррекции нежелательного поведения учащихся. Осознание того факта, что ведущей целью педагогического процесса является развитие личности в образовательном процессе, заставляет учителей искать профессиональные средства влияния на учащихся, которые помогли бы им получить не только знания, навыки, но и необходимые компетенции и средства эффективной социальной адаптации. Возможно, поэтому педагоги все чаще обращают к психологам запрос на формирование «ученического коллектива», подразумевая под ним группу, направленную на учебную деятельность, сплоченную вокруг целей и ценностей образования. Поднимается вопрос о совершенствовании социально-психологического климата в ученических группах. Кроме того, важной проблемой современного школьного образования является создание условий для повышения эффективности взаимодействия ученика и учителя.

Ученическое сообщество – это особый тип социальной контактной группы, в которой личность (ученик) находится в течение длительного периода своей жизни, по крайней мере – на этапе своего взросления. В связи с этим знание и понимание социально-психологических закономерностей формирования и генезиса ученической группы, ее влияния на развитие личности становится необходимым условием реализации тех социальных, учебных, воспитательных, психологических задач, которые стоят перед современной школой или вузом. Если деятельность других групп направлена, зачастую, за пределы самой группы, т. е.  в данном случае сама группа, скорее, выполняет инструментальную функцию (такое происходит, например, в спортивной команде или рабочей группе в организации), то в ученических группах деятельность направлена на самих ее членов. Кроме того, ученическая группа является частью большого учебно-воспитательного коллектива, куда также входят педагогический коллектив, администрация учебного заведения. Педагог при этом выступает не просто членом, а руководителем такой группы, регулирующим структуру группы и задающим нормы межличностных отношений.

Ученические объединения – это официально созданные группы, направленные на выполнение, прежде всего, учебных задач. С одной стороны, в ученических группах всегда присутствуют формальные отношения, с другой стороны, эти группы пронизаны разветвленной системой неофициальных взаимосвязей и взаимодействий. Понятие «ученическая группа» происходит от слова «ученик», что фокусирует внимание не столько на  процессе обучения, сколько на личности, конкретном участнике группы. Поэтому важно помнить, что в ученическом объединении происходит качественно иное развитие ролей и ролевого поведения, нежели то, что мы наблюдаем в формальных группах. Именно здесь на первый план выступает система неформальных межличностных отношений. Не требует доказательств утверждение, что учителя школ и преподаватели вузов довольно часто пытаются работать с группами именно как с формальными, строго обусловленными только учебной деятельностью, забывая, что имеют дело с сообществами, члены которых тесно связаны, прежде всего, системой межличностных и при этом значимых отношений. На наш взгляд, именно неформальная структура отношений учащихся может оказать серьезное влияние на весь учебно-воспитательный процесс [10].

 Например, В.Н. Антошкин и А.А. Ахмадеев утверждают, что в ряду ведущих факторов эффективности учебного заведения, помимо содержания и методов обучения, мастерства педагогов, отношения к учебе учащихся,  особое место занимают межчеловеческие отношения [2]. Отношения эти авторы рассматривают через систему взаимодействия социально-психологических функций, ролей, качеств и статусов учеников. Исследователи подчеркивают, что учащиеся имеют два источника информации – процесс обучения и процесс общения, поэтому ученики, занимающие благоприятное положение в структуре межличностных отношений, получают возможность лучше сориентироваться и в процессе обучения. Вот почему как психологам, так и учителям необходимо особое внимание уделять процессу оптимизации межличностных взаимосвязей в рамках ученических объединений. Таким образом, особенности межличностных отношений, складывающиеся в системах «ученик –  ученик» и «ученик – учитель», являются непосредственной «визитной карточкой» образовательной среды конкретного учебного заведения и выступают при этом одним из наиболее значимых факторов становления и развития личности каждого учащегося.

На наш взгляд, проблемное поле социальной психологии образования включает в себя довольно широкий круг вопросов и связанных с ними задач. Среди них – психологические проблемы социальных институтов системы образования (семья; образовательные учреждения разного типа; социальная психология общего, профессионального, дополнительного и непрерывного образования). Важнейшими объектами исследования являются: общение и другие виды деятельности в образовательном процессе; социализация личности учащегося в образовательном процессе; педагог и педагогический коллектив как субъекты образовательного процесса (профессиональная идентичность и профессиональная мотивация педагога, система отношений, личностное и профессиональное развитие); ученические группы (статусно-ролевые отношения, группообразование, неформальные внутригрупповые и межгрупповые отношения, влияние группы на учебную мотивацию и поведение учащихся); социально-психологическое сопровождение образовательного процесса (социально-психологическая компетенция психолога образования, индивидуальные и групповые социально-психологические методы работы, мониторинг системы отношений в образовательном учреждении, социально-психологические проблемы профессионального выгорания педагога и психолога); методы социально-психологического исследования личности и группы в образовательном процессе; социально-психологические средства инновационного образовательного процесса и т.д.

Вопрос о методах социальной психологии образования представляется, на наш взгляд, наиболее разработанным в настоящее время. В связи с тем, что социальная психология образования возникла на базе сложившихся психологических наук, ее арсенал может включать в себя  методические средства, свойственные социальной, педагогической и возрастной психологии, успешно апробированные в многочисленных исследованиях, направленных на изучение процессов общения и взаимодействия участников образовательного процесса, повышение эффективности обучения и воспитания школьников и студентов, а также системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Среди методологических оснований отечественных исследований в данной предметной области следует, в первую очередь,  упомянуть культурно-историческую теорию (Л.С. Выготский),  деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев), теорию отношений личности (В.Н. Мясищев), концепции стадиальности психического развития (Д.Б. Эльконин и др.), концепции стадиальности личностного развития (А.В. Петровский,
Э. Эриксон  и др.), теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах разного типа и трехфакторную модель «значимого другого» (А.В. Петровский), концепцию персонализации (В.А. Петровский).

На уровне конкретных методов и методик средствами социальной психологии образования могут выступать такие традиционные инструменты, как наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ документов, статистическая обработка данных, а также методы воздействия (социально-психологический тренинг, деловая игра, групповая дискуссия и т.д.). Другой классификацией методических средств социальной психологии образования, на наш взгляд, может быть предложенная А.Л. Свенцицким схема из трех составляющих: методы эмпирического исследования, методы моделирования, управленческо-воспитательные методы.

Таким образом, социальная психология образования – активно развивающаяся междисциплинарная практико ориентированная область знания. Она возникла и формируется на базе социальной психологии, а также опирается на достижения педагогической психологии, психологии развития, возрастной психологии, педагогики. Появление новой научной дисциплины продиктовано социальным запросом на решение актуальных проблем, связанных с общением и взаимодействием людей в современном образовательном пространстве.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Акопов Г.В. Социальная психология образования.  М., 2000.
  2. Антошкин В.Н., Ахмадеев А.А. Социальная психология в педагогике.  Уфа, 2000.
  3. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: Автореф. дис. … д-ра психол. наук.  М., 2009.
  4.  Коллектив и личность / Под ред. Е.В. Шороховой, К.К. Платонова.  М, 1975.
  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие.  М., 2008.
  6. Крушельницкая О.Б. Условия повышения готовности специалистов к социально-психологической работе в образовательном учреждении //  Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. №1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2795.phtml
  7. Крушельницкая О.Б., Орлов В.А. Актуальные вопросы социальной психологии образования / Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 4 / Под ред. О.Б. Крушельницкой.  М.,  2011.
  8. Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 1–3 / Под ред. О.Б.Крушельницкой.  М.,  2007–2009.
  9. Орлов В.А. Социально-психологические особенности проектирования учебного курса совершенствования коммуникативной компетентности школьного учителя // Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 2 / Под ред. О.Б. Крушельницкой. М., 2008 .
  10. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2.  
  11. Социальная психология образования / Под ред. А.Н. Сухова.  М., 2005.
  12. Социально-психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики: Сб. науч. трудов. Вып. 1–8 / Под ред. М.Ю.Кондратьева. М., 2003–2010.
  13. Belfi B., Goos M., De Fraine B., Van Damme J. The effect of class composition by gender and ability on secondary school students’ school well-being and academic self-concept: A literature review// Educational Research Review. 2012. Vol. 7. Issue 1.
  14. Brand S., Felner R.D., Seitsinger A., Burns A., Bolton N. A large scale study of the assessment of the social environment of middle and secondary schools: The validity and utility of teachers' ratings of school climate, cultural pluralism, and safety problems for understanding school effects and school improvement // Journal of School Psychology. 2008. Vol. 46. Issue 5. October .
  15. Cardosoa A.P., Ferreirab M., Abrantesc J.L., Seabrac C., Costad C. Personal and Pedagogical Interaction Factors as Determinants of Academic Achievement // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 29.
  16. Kim Y. Minority parental involvement and school barriers: Moving the focus away from deficiencies of parents // Educational Research Review. 2009. Vol. 4. Issue 2.
  17. Kuppens S., Grietens H., Onghena P., Michiels D., Subramanian S.V. Individual and classroom variables associated with relational aggression in elementary-school aged children: A multilevel analysis // Journal of School Psychology. 2008. Vol. 46. Issue 6. December.
  18. Nurmi J.-E. Students’ characteristics and teacher-child relationships in instruction: A meta-analysis // Educational Research Review. 2012. Vol. 7. Issue 3. December .
  19. Ruijs N.M., Peetsma T.T.D. Effects of inclusion on students with and without special educational needs reviewed // Educational Research Review. 2009. Vol. 4. Issue 2.  
  20. Van Gennip N.A.E., Segers M.S.R., Tillema H.H. Peer assessment for learning from a social perspective: The influence of interpersonal variables and structural features // Educational Research Review.  2009. Vol. 4. Issue 1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика