Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися 1034

Петрушихина Е.Б., кандидат психологических наук, Доцент кафедры социальной и юридической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия, ebpetr@mail.ru

Аннотация

Обобщаются результаты социально-психологических исследований классного руководства, выполненные на основе теоретической модели ценностного обмена, разработанной Р.Л. Кричевским. Классное руководство понимается как вид управленческой деятельности педагога, направленной на организацию коллектива учащихся. Проведенный факторный анализ показал наличие двух основных факторов эффективности классного руководства – характера отношений между учащимися и отношений учащихся с классным руководителем. В качестве особенностей деятельности педагога рассматриваются проявления установок по отношению к учащимся, стиль руководства, характеристики индивидуального взаимодействия с учениками. Показано, что активность классного руководителя, направленная на удовлетворение важнейших социальных потребностей учащихся, имеет два основных измерения – заботу об учащихся и развитие их мотивации. Анализируется влияние социально-перцептивных характеристик педагога на эффективность его взаимодействия с учащимися. Выявлены особенности самооценки и рефлексивной оценки личности и деятельности классного руководителя, специфика каузальной атрибуции успехов и неудач учащихся в различных сферах школьной жизни.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Центральной социализирующей фигурой в образовательных учреждениях является педагог. Причем педагогическая деятельность предполагает реализацию не только роли  учителя-предметника, но и роли классного руководителя. Социально-психологический анализ деятельности классного руководителя в литературе представлен весьма слабо, хотя учителя часто испытывают определенные затруднения в воспитательной работе с классом.

Литература
  1. Кричевский Р.Л. Исследование эффективности руководства учебными коллективами //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис.  М., 1980.  
  2. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М., 2007.
  3. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция как условие эффективности руководства коллективом старшеклассников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1992.
  4. Носова М.Л. Должностные обязанности классного руководителя // Классный руководитель.  2002. № 4.
  5. Петрушихина Е.Б.  Рефлексия педагога в общении со старшеклассниками как фактор эффективности руководства ученическим коллективом: Дис. … канд. психол.  наук. М., 1991.
  6. Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников: Дис. … канд. психол.  наук. М., 1992.
  7. Цымпеу М.Д. Взаимовлияние классного руководителя и старшеклассников в педагогическом общении: Дис. … канд. психол. наук. М., 1990.
  8. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. СПб., 2003.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика