Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности представлений подростков о себе и лидере в школьном классе: гендерный аспект 1381

Сачкова М.Е., доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, ФГБОУ ВО РАНХиГС, Москва, Россия, msachkova@mail.ru
Тимошина И.Н., аспирант, кафедра теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, timoshina.psy@gmail.com

Аннотация

Рассматривается взаимосвязь статусной структуры ученической группы с гендерными характеристиками в подростковом возрасте. Анализируются представления разных по статусу подростков о себе и о лидере ученической группы. Обсуждаются выявленные в ходе эмпирического исследования гендерные особенности, детерминирующие статусную позицию учащихся в подростковой группе. В соответствии с целью и задачами исследования использовался комплекс социально-психологических методик и методических приемов: социометрия, референтометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, опросник С. Бем (в классическом и модифицированном вариантах). В исследовании приняли участие 138 подростков – учащиеся VI–VIII классов общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте 12–14 лет. Показано, что представления подростков о лидере содержат в себе выраженные маскулинные черты. Доказано, что гендерно типизированное поведение больше характерно для низкостатусных учащихся.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Гендерная идентичность личности является базовой структурой самосознания, формирующейся с момента рождения и включающей в себя характеристики, определяющие принадлежность человека к мужской или женской социальной группе.  И.С. Клециной были описаны три основные модели понимания данного феномена [3, с. 83–87].

Литература
  1. Балашова И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 1999.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.
  3. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., 2004.
  4. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теоретическое обоснование //  Гендер как инструмент познания и преобразования общества / Ред.-сост. Е.А. Баллаева, О.А. Воронина, Л.Г. Лунякова. М., 2006.
  5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие: 2-е изд., доп.  Минск, 2000.
  6. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений: Учеб. пособие.  М., 2008.
  7. Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса // Психологическая наука и образование. 2010. № 5.
  8. Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4.
  9. Сачкова М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. 2006. № 4.
  10. Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений // Социальная психология и общество. 2011. № 2.
  11. Clemans K.H., DeRose L. Gender in adolescence: applying a person-in-context. Approach to gender identity and roles // Handbook of Gender Research in Psychology. Vol. 1: Gender Research in General and Experimental Psychology. N.Y., L., 2010.
  12. Feiring C. Gender identity and the development of romantic relationships in adolescence // The Development of Romantic Relationships in Adolescence. N.Y., 1999.
  13. Kenneavy K. Adolescent gender attitudes: Structure and Media Influence. Chapel Hill, 2008.
  14. Lobel T., Nov-Krispin N. Gender discriminatory behavior during adolescence and young adulthood: A developmental analysis // Journal of Youth and Adolescence. 2004. Vol. 33. № 6.
  15. Schneider D.J. The Psychology of Stereotyping. N.Y., 2004.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика