Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь системы ценностных ориентаций старших подростков со статусным положением в ученической группе 1477

Кутейникова В.Д., педагог- психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 405, Москва, Россия, kuteinikova.vikt@mail.ru
Полный текст

В современном российском обществе в настоящее время идут довольно противоречивые процессы, связанные с изменением его сущностных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что в ходе их осуществляются пересмотр и переосмысление социальных ценностей. Несомненно, значимые изменения ценностей, а также распад существующих социальных групп и формирование новых во многом сказываются как на уровне общественного сознания, так и на индивидуальной системе ценностных ориентаций отдельного человека. На фоне происходящих социальных событий необходимым становится всестороннее и комплексное изучение ценностных предпочтений современного подрастающего поколения. Важность подобного рода исследований обусловлена тем, что понимание системы молодежных ценностных ориентаций и потребностей позволит разработать социально-психологические и педагогические программы социального развития юношей и девушек в условиях современной России. Следует отметить, что проблематика ценностных ориентаций подросткового и юношеского периодов формирования личности не является для науки абсолютно новой. Вопросы становления и развития системы ценностных ориентаций учащейся молодежи рассматривались в работах  таких психологов и педагогов, как Н.А. Кирилова,
Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.С. Собкин, Д.В. Ярцев и др. [2; 3; 4; 10; 11] По мнению В.С. Собкина, на формирование профессиональных ориентаций старших подростков большое влияние оказывают возрастной аспект и фактор пола [10].
В исследованиях Я.Л. Коломинского было определено, что популярность в группе старшеклассников, эмоциональная привлекательность членов группы друг для друга во многом зависят от того, насколько тот или иной участник группы соответствует ее ценностным ориентациям [3]. Исследование особенностей социализации подростков, проведенное Д.В. Ярцевым, показало, что важным фактором формирования системы ценностных ориентаций подростков является специфика современной социально-экономической среды, что неустойчивость социально-экономической среды и ослабление референтной функции семьи осложняют формирование основных ценностных ориентаций, необходимых для социализации в современном обществе [11]. Интересные результаты были также получены в исследовании ценностных ориентаций в структуре интегральной индивидуальности старших школьников, проведенном Н.А. Кириловой [2]. Исследователем было доказано, что тип ценностных ориентаций влияет на степень выраженности ряда свойств интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте. Таким образом, можно констатировать, что все перечисленные исследования, безусловно, внесли существенный вклад в изучение данной проблематики. Однако  нельзя не сказать и о том, что обширный материал, накопленный за предыдущие десятилетия, на настоящий момент далеко не всегда отражает ситуацию развития современного подростка.   На процессе формирования системы ценностных ориентаций в отроческий период сказывается также взаимосвязь личности и ее  ближайшего окружения, а именно отношения учащегося и его ученической группы. При этом наиболее актуальным в данном плане становится социально-психологический аспект возрастного развития. Уже в младшем школьном возрасте происходит формирование системы деловых и эмоционально-личных взаимоотношений внутри класса. Следует отметить, что соотношение формальной и неформальной структур в разные возрастные периоды имеет свою специфику.  В подростковом возрасте наблюдается высокая ориентация на неформальные взаимоотношения. Характерная черта данного возрастного этапа  –   перестройка всей системы межличностных отношений. Происходит смена значимых лиц, меняются и взаимоотношения с взрослыми. Школьный класс становится ближайшей средой, непосредственно определяющей формирование различных сторон личности, ее взглядов, социальных ориентиров. В оценке другого человека большую роль начинают играть нравственно-психологические черты личности.  В старшем школьном возрасте неформальные взаимоотношения не только не теряют своей важности, но и приобретают особую ценность. При этом ярко начинает проявляться избирательный и дифференцированный характер таких взаимоотношений. В процессе межличностного общения у старших подростков возрастает количество групп, с которыми они соотносят свои ценностные ориентации, повышается референтность этих групп.
В качестве референтных выступают различные организованные школьные и внешкольные коллективы, но чаще всего – неформальные стихийные группы. Любой педагог в школе имеет дело не со специально сформированными сообществами учащихся, а со стихийно организовавшимися по разным причинам неофициальными группами учеников. По мнению Н.Л. Селивановой, основной причиной объединения старшеклассников в  неофициальную группу является «дружба, связанная с общими интересами и увлечениями» [9, с. 29–30]. При этом, как отмечал И.С. Кон, типичной чертой юношеских групп  является чрезвычайно высокая конформность [4]. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично начинают относиться к мнениям собственной группы и ее лидеров. Необходимо также отметить, что в старшем подростковом возрасте большую роль начинает играть система аттракционных отношений. Это связано с активной ориентированностью старшеклассников на общение со сверстниками. Особо важен тот факт, что в подростковых ученических группах властные отношения играют определяющую роль в системах как формальных, так и неформальных межличностных взаимодействий. По мнению М.Е. Сачковой, именно в старшем подростковом возрасте «внутригрупповая неформальная структура власти становится содержательно базовой для оценки интегрального личностного статуса подростка – члена ученической группы» [7, с. 55]. Исследователь Б.С. Волков отмечает, что статус старшеклассника в ученической группе оказывает сильное влияние на его поведение и самосознание. Низкий статус старшеклассника в группе порождает высокую тревожность. Этот автор отмечает также, что «чем ниже социометрический статус в школьном коллективе, тем выше он в стихийной группе, и наоборот» [1, с. 64–65]. Интересным представляется факт, что часто объектом внимания исследователей становятся лидеры класса и аутсайдеры. Высокостатусные учащиеся – самые яркие представители своего сообщества. Лидер ученической группы является образцом  для старшеклассников, моделью, с которой они в той или иной степени сравнивают свое поведение. По мнению А.В. Петровского, лидер старшеклассников часто является наиболее референтным лицом в классе, с помощью которого все другие оценивают свои и чужие поступки. При этом личностные качества лидера отвечают ценностям, которые принимаются и признаются в данной возрастной группе [6]. «Полярной» категорией по отношению к лидерам являются низкостатусные члены школьного класса. Мнения разных исследователей о причинах низкого положения этой категории подростков во многом схожи. С точки зрения Н.Л. Селивановой, изолированное положение школьника в классе нередко связано с неразвитостью комплекса личностных характеристик, которые принято называть готовностью к общению: способности к восприятию другого человека, оценке взаимоотношений, эмпатии, саморегуляции в общении [9]. По данным Е.И. Кульчицкой, около 73 % трудновоспитуемых подростков в своих школьных классах находятся в изоляции. Из перечня качеств, послуживших причиной низкого интрагруппового положения, автором были выделены, прежде всего,   злобность, мстительность, черствость, нечестность, лживость, эгоизм [5]. Особое положение в школьном классе занимают среднестатусные учащиеся. Отметим, что эта статусная категория наименее изучена в рамках различных наук, но, в то же время, это – самая многочисленная категория членов учебных групп. Среднестатусные учащиеся являются связующим звеном между двумя «полярными» статусными категориями, обеспечивая тем самым положительный эмоциональный климат в группе [8]. Исходя из актуальности и необходимости получения новых данных, отвечающих современной социальной ситуации развития старших подростков, мы поставили себе цель – исследовать особенности ценностных ориентаций и их взаимосвязь со статусным положением старших подростков в ученической группе. Анализ наиболее актуальных научных работ отечественных и западных психологов, педагогов, социологов по данной проблематике позволил сформулировать гипотезу  исследования. Мы предположили, что в старших школьных классах существует взаимосвязь между статусом ученика в группе и системой его индивидуальных и групповых ценностных ориентаций. При этом наибольшие различия у имеющих разный статус старших подростков проявляются по таким критериям, как содержание и направленность ценностных ориентаций. Исследование проводилось на базе IX–XI классов общеобразовательных школ
г. Москвы:  испытуемыми стали  86 учащихся в возрасте 16–18 лет. В исследовании помимо целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью реально функционирующих ученических сообществ старших подростков, анализа документальных источников, опроса компетентных лиц  использовались следующие социально-психологические методики: социометрия (параметрический вариант), референтометрия (параметрический вариант), методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, методика «Ценностные ориентации и направленности личности» Л.Н. Силантьевой, методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы. На основании обобщенных результатов социометрической и референтометрической методик, а также методического приема определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе нами был определен интегральный статус каждого учащегося. Таким образом, контингент испытуемых был представлен тремя статусными категориями: высокостатусные (лидеры), низкостатусные (аутсайдеры) и среднестатусные старшеклассники. Далее с помощью методик «Ценностные ориентации и направленности личности» Л.Н. Силантьевой и методики определения степени ценностно-ориентационного единства группы  были выявлены основные особенности содержания ценностных ориентаций и направленности личности у разных по статусу учащихся. Результаты исследования показали, что во всех изучаемых школьных классах представлена полная интрагрупповая структура отношений, включающая три статусных слоя: лидеры, аутсайдеры, среднестатусные члены группы. Наиболее многочисленными оказались  среднестатусные подростки – 45 % от общего количества учащихся. Общее количество высокостатусных составило 23 %, общее количество аутсайдеров – 32 %. Следует отметить, что подобный статусный расклад достаточно типичен для групп старшеклассников [7; 8]. В ходе эмпирического исследования нами были выявлены основные особенности содержания ценностных ориентаций и направленности личности учащихся с разным статусом в ученических группах. В процентном соотношении были проанализированы распределение ценностей, выбираемых представителями каждой статусной категории, а также направленности личности, соответствующие данным ценностям (табл. 1). Анализ полученных данных показал, что в целом индивидуальные ценности и направленности личности лидеров и среднестатусных учащихся сходны по содержанию. По данным, представленным в табл. 1, видно, что для лидеров всех исследованных ученических групп наиболее важными являются такие ценности, как «быть здоровым», «быть любимым», «быть уверенным в себе» и «целеустремленность». Данную статусную категорию можно охарактеризовать как ориентированную «на себя», «на самоутверждение» и  «на дело».

Т а б л и ц а  1

Ценностные ориентации и направленности личности разностатусных старших подростков

Высокостатусные учащиеся

Среднестатусные учащиеся

Низкостатусные учащиеся

Ценностные ориентации

Направлен-ности личности

Ценностные ориентации

Направлен-ности личности

Ценностные ориентации

Направлен-ности личности

1.Быть здоровым  – 38 %

2.Быть любимым – 19 %

 

На себя –  56,3%

1. Быть любимым – 50 %

2. Быть здоровым – 22 %

 

На себя  – 72 %

1. Быть любимым – 39 %

На себя – 39 %

3. Быть уверенным в себе –38 %

На самоутверж-дение – 38 %

3. Быть уверенным в себе – 63 %

На самоутвер-ждение – 63 %

2. Воспитан-ность, хорошие манеры  – 30 %

 На сохранение отношений – 30 %

4.Целеуст-ремленность  – 31 %

На дело –  31 %

4. Иметь широкий круг общения – 16 %

На группу – 16 %

3. Любить человека – 26 %

На другого – 26 %

5. Жить в соответствии со своими принципами, убеждениями –  19 %

На самореализа-цию – 19 %

5. Воспитан-ность, хорошие манеры – 16 %

На сохранение отношений –  16 %

4. Чтобы тебя понимали – 17 %

На обособление –  17 %

6. Воспитанность, хорошие манеры – 13 %

На сохранение отношений – 13 %

6.  Оказывать помощь людям – 13%

На другого человека – 13 %

5. Уметь здраво и логично мыслить – 17 %

На объект – 17 %

7. Достижение положения в обществе – 13%

На позицию – 13 %

7. Уметь здраво и логично мыслить  – 13 %

На объект – 13  %

6. Целеустрем-ленность – 13 %

На дело – 13 %

-

-

8. Целеустрем-ленность – 10%

На дело  – 10 %

7. Уметь быстро сходиться с людьми – 13 %

 На группу – 13 %

 

В меньшей степени высокостатусные школьники  ориентируются «на самореализацию», «на сохранение отношений» и «на позицию». Интересен тот факт, что только в статусной категории лидеров проявилась направленность «на позицию». Мы можем предположить, что это связано со спецификой самой статусной категории: для лидеров особенно важна  возможность удерживать свою высокую статусную позицию в группе. Ценностные предпочтения среднестатусных школьников, в целом, оказываются сходными с предпочтениями лидеров. Для данной статусной категории учащихся такими ценностями являются: «быть любимым», «быть здоровым», «быть уверенным в себе».
В целом данную страту можно охарактеризовать как ориентированную «на себя» и «на самоутверждение». Несколько в меньшей степени они ориентированы  «на группу» и «на сохранение отношений», однако данные ценностные ориентации, несомненно, занимают определенное место в ценностной иерархии среднестатусных старших подростков.
В наименьшей степени проявились направленности  «на другого человека», «на объект» и «на дело». Как видно из табл. 1, содержание ценностных предпочтений аутсайдеров, в целом, отличается от предпочтений лидеров и среднестатусных учащихся. Так, для аутсайдеров наиболее важными являются ценности: «быть любимым», «воспитанность, хорошие манеры», «любить человека», Таким образом, данную страту можно охарактеризовать как ориентированную «на себя»,  «на сохранение отношений» и  «на другого человека». Не менее важная ценность для данной статусной категории – сохранение своего Я. Об этом свидетельствует направленность «на обособление». В меньшей степени низкостатусные школьники проявляют ориентацию «на дело» и «на группу». При этом направленность «на дело» как у аутсайдеров, так и у среднестатусных учащихся проявляется  в  наименьшей  степени (13 % и 10% соответственно), что говорит о невысоком значении для данных статусных категорий такой ценностной ориентации, как «целеустремленность». С помощью статистического критерия углового преобразования Фишера нами была оценена достоверность различий между полученными процентными долями по каждой статусной категории испытуемых. В первую очередь сравнивались направленности личности, которые имели яркие проявления у лидеров в сравнении с аутсайдерами, а также у среднестатусных  учащихся в сравнении с низкостатусными одноклассниками. Для лидеров и аутсайдеров такой направленностью является направленность «на себя».  Наибольшее процентное значение направленность «на себя» получила у лидеров – 56,3 %, у аутсайдеров такая ориентация наблюдалась в 39 % случаев. По результатам применения критерия Фишера достоверность различий значима при р=0,01.   Среднестатусные учащиеся и аутсайдеры сравнивались по направленности «на другого человека». Направленность «на другого человека» наиболее выражена в страте аутсайдеров – 26 %. Для среднестатусных учащихся процентное значение по данной направленности составляет 13 %. По результатам применения критерия Фишера достоверность различий составляет φ*= 2,279, т. е. значение находится в зоне неопределенности,  что означает минимальное различие между этими статусными категориями в выраженности по данной направленности. Таким образом, мы выявили, что ценностные ориентации и направленности личности лидеров и среднестатусных учащихся, в целом, являются сходными и отличаются от ценностных предпочтений аутсайдеров. Тем не менее, были выявлены минимальные различия в выраженности направленности «на другого человека» в страте среднестатусных учащихся и аутсайдеров.   На заключительном этапе нашего исследования применялась методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы с целью выявить уровень групповой сплоченности в каждой статусной категории. С помощью методики определения степени ценностно-ориентационного единства группы для каждого исследуемого класса был выявлен уровень ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ), который помогает определить уровень развития представленных групп. Уровень ЦОЕ в разных группах составил от 15,3 % до 35 %. Таким образом, полученные результаты позволили нам сделать вывод о невысоком уровне развития всех представленных групп. Анализ полученных результатов показал, что наиболее сплоченными внутри своих статусных категорий являются высокостатусные (показатель ЦОЕ составляет 49 %) и низкостатусные старшеклассники (40 %). Менее сплоченной оказалась подгруппа среднестатусных старшеклассников – 24 %. В каждой статусной категории также были выявлены наиболее значимые ценности, связанные с групповым лидерством. Как видно из табл. 2, наборы ценностных предпочтений всех статусных категорий во многом схожи. Наиболее выбираемыми среди трех статусных категорий оказались такие ценности, как «умение понимать окружающих» и «умение здраво и логично мыслить». Т а б л и ц а  2 Ценностные ориентации разностатусных подростков относительно группового лидерства

Высокостатусные Среднестатусные Низкостатусные
1. Умение понимать окружающих 1. Умение здраво и логично мыслить 1. Умение здраво и логично мыслить
2. Доброта 2. Умение понимать окружающих 2. Доброта
3. Умение здраво и логично мыслить 3. Ум 3. Ум
4. Отвественность 4. Общительность 4. Умение уважать чужое мнение
5. Ум 5. Умение уважать чужое мнение 5. Умение понимать окружающих
  Нами была также проведена проверка близости внутригрупповых наборов ценностей каждой статусной категории и общегруппового ряда ценностей. С этой целью использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В общей выборке показатель тесноты взаимосвязи между общегрупповым рядом и внутригрупповым набором ценностей лидеров составил 0,48; между общегрупповым рядом и внутригрупповым набором ценностей аутсайдеров – 0,83; между общегрупповым рядом и внутригрупповым набором ценностей среднестатусных членов группы – 0,94. Полученные данные позволяют сделать вывод о наличии тесной взаимосвязи между общегрупповым рядом и внутригрупповым набором ценностей среднестатусных членов группы (рис.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.  Показатель тесноты  взаимосвязи между общегрупповым и внутригрупповым наборами ценностных ориентаций лидеров, среднестатусных учащихся и аутсайдеров

 

Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о том, что в старших школьных классах существует взаимосвязь между статусом ученика в группе и системой его индивидуальных и групповых ценностных ориентаций, получила свое подтверждение.

Выводы

1.          На формирование ценностных ориентаций старших подростков влияют такие факторы, как возрастные характеристики, пол, специфика социально-экономической среды и социальные ценности общества.

2.          Система ценностных ориентаций старшего подростка находится во взаимосвязи с его статусным положением в школьном классе.

3.          Индивидуальные ценности подростков с разным статусом различаются по содержанию и направленности. Для высокостатусных учащихся характерны ориентация на «целеустремленность» и личностная направленность «на позицию». Это связано, прежде всего, со спецификой самой статусной категории: для лидеров особенно важной является возможность удерживать свое высокое положение в группе.

4.          Для среднестатусных учащихся наиболее характерна направленность «на себя» и «на самоутверждение».

5.          Содержание ценностных предпочтений аутсайдеров, в целом, отличается от предпочтений лидеров и среднестатусных учащихся. Для низкостатусных старших подростков наиболее важными являются ценности поддержания хороших  взаимоотношений с окружающими и сохранения своего Я.

6.          Высокий показатель ценностно-ориентационного единства наблюдается внутри подгрупп высокостатусных и низкостатусных старшеклассников. Среднестатусные старшие подростки в большей степени ориентированы на общегрупповые ценности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Волков Б.С. Психология юности и молодости. М., 2006.
  2. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии.  2000. № 4.
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности. Минск, 2000.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  5. Кульчицкая Е. И. Положение подростка в различных коллективах и его поведение // Ребенок в системе коллективных отношений.  М., 1972.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1998.
  7. Сачкова М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. 2006. № 4.
  8. Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Среднестатусный подросток в школьном классе и детско-юношеской организации // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: Науч.-метод. журнал. 2010. № 3. Т. 16.
  9. Селиванова Н.Л. Школьный класс. М., 1988.
  10. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ. Москва – Амстердам.  М., 1994.
  11. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 6.
Статьи по теме

Левицкая Т.Е., Тренькаева Н.А., Козлова Н.В., Богомаз С.А., Цехмейструк Е.А.

Безопасность в структуре ценностей молодежи, проживающей в городской среде

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2018080403

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика