Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Постановка и анализ проблемы нормативности в онтогенезе 991

Аннотация

На основе философских, психологических и социально-психологических исследований в области нормативной проблематики проводится теоретический анализ природы и сущности нормативности личности. Анализируются позиции исследователей относительно проблемы нормативности в рамках психологии и смежных с ней дисциплин в онтогенетическом контексте. Выделяются особенности поведенческих проявлений нормативности личности в процессе онтогенеза на этапах от раннего детства до юношеского возраста. Анализируется структура нормативности в подростковом возрасте, включающая в себя три уровня: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Подчеркивается, что обеспечение сформированности в поведении подростка нормативности является ключевым условием для понимания, восприятия, эмоционально-адекватного реагирования и решения им нормативной задачи. Постулируется вывод о том, что нормативность – это характеристика личности, отражающая процесс освоения социальной нормы и выступающая при этом необходимым условием существования личности в онтогенезе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема нормативности в поведении в настоящее время привлекает внимание как психологов (Н.Е. Веракса, А.К. Пащенко и др.), так и специалистов, изучающих жизнедеятельность человека (Е.А. Лукашева, Э.Г. Липатов, О.В. Лысун и др.). Необходимость изучения данной проблемы вызвана объективным требованием социальной жизни, так как нормативность вносит упорядоченность в отношения людей и социальные связи. Люди в ходе общественной практики начинают осознавать социальную значимость и необходимость нормативности. Однако нормативность в психологии, в частности на этапе отрочества, исследовалась недостаточно полно.

Литература
  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  2. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2010. № 3.
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999.
  4. Липатов Э.Г. Нормативность правовых явлений: Автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 1996.
  5. Лукашева Е.А. Права человека и правовое социальное государство. М., 2011.
  6. Лысун О.В. Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Хабаровск, 2006.
  7. Момов В.А. Человек, мораль, воспитание. Теоретико-методологические проблемы. М., 1975.
  8. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2010. № 3.
  9. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 1987.
  10. Эльконин Д.Б. Психология развития. М., 2001.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика