Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Постановка и анализ проблемы нормативности в онтогенезе 995

Полный текст

Проблема нормативности в поведении в настоящее время привлекает внимание как психологов (Н.Е. Веракса, А.К. Пащенко и др.), так и специалистов, изучающих жизнедеятельность человека (Е.А. Лукашева, Э.Г. Липатов, О.В. Лысун и др.). Необходимость изучения данной проблемы вызвана объективным требованием социальной жизни, так как нормативность вносит упорядоченность в отношения людей и социальные связи. Люди в ходе общественной практики начинают осознавать социальную значимость и необходимость нормативности. Однако нормативность в психологии, в частности на этапе отрочества, исследовалась недостаточно полно.

Различные прикладные задачи, связанные с нормативностью (например, коррекция девиантных форм поведения), решаются довольно успешно, тем не менее не достаточно изученными остаются вопросы, связанные с исследованием особенностей развития нормативности личности, с выявлением уровней и показателей поведенческих проявлений нормативности в процессе онтогенеза, с изучением психологических условий и факторов, позволяющих развивать нормативность человека и др., что и определило предмет нашего исследования в теоретическом и практическом планах.

Анализ научной литературы позволяет выявить совпадения и различия во взглядах ученых на содержание понятия «нормативность». Так, с точки зрения Е.А. Лукашевой, нормативность выступает формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей [5].  Э.Г. Липатов отмечает, что нормативность выступает не только как форма бытия социальных интересов и потребностей, но и как процесс формирования и выявления этих способов существования социальной реальности [4]. Следовательно, с этой точки зрения, нормативность выступает как форма социального развития и как его основное содержание. О.В. Лысун дополняет понимание нормативности, описывая ее как свойство сознания, развивающееся «по спирали»,  и определяет это свойство как совокупность взаимообусловленных нормативных качеств (воля, свобода, ответственность), реализация которых представляет собой органичный процесс, направленный на обеспечение целостности человеческой жизни и деятельности в общественной организации [6]. Продолжая эту мысль, можно отметить также, что  нормативность сознания можно рассматривать гораздо шире, поскольку она затрагивает весь внутренний мир человека.

Другой позиции в отношении понятия «нормативность»   придерживается А.К. Пащенко, рассматривающий ее в качестве характеристики освоения нормы [8]. Автор исходит из того, что норма носит уровневый характер. Каждый из уровней (импульсивный, полевой, ролевой, нормативный) отражает качество освоения нормы. Выделяемые им уровни характеризуют процесс освоения нормы, сопряженный с необходимостью последовательного прохождения каждого из выделенных уровней. Каждый уровень имеет свои характерные признаки, способность к выделению которых указывает на уровень нормативности человека.

Для углубления понимания проблемы нормативности далее необходимо рассмотреть вопрос о ее генезисе. По мнению О.В. Лысун, нормативность развивается «по спирали», т.е. на определенном возрастном этапе подготавливаются условия для последующего развития. При этом развитие нормативности предполагает непрерывность [6]. В этом процессе большую роль играют организованные и целенаправленные механизмы передачи и усвоения социального опыта.

Как показал Л.С. Выготский, развитие психических функций в онтогенезе происходит по принципу динамической системы со структурой, меняющейся на каждой ступени развития. Филогенетически более древняя психическая функция формируется у детей в процессе общения с людьми раньше, чем филогенетически более молодая. Раньше вызревают более простые функции (восприятие – раньше памяти и мышления, ориентировка в пространстве – раньше ориентировки во времени [1]). При этом одним из необходимых условий развития нормативности является межличностное общение. Следовательно, можно говорить о том, что внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических и интрапсихологических процессов. Согласно В.А. Момову, такими процессами являются воспитание и обучение, в то время как  социализация – это общий механизм социального наследия, охватывающий и стихийные воздействия среды [7]. Соответственно, воспитание и обучение в его институциональном аспекте представляют собой форму сознательно направляемого воздействия на социализацию человека [6].

Таким образом, развитие нормативности от раннего детства до юношеского возраста обусловлено усвоением социального опыта. При этом на разных возрастных этапах онтогенеза нормативность как личностная характеристика имеет ряд особенностей, что связано с процессом формирования высших психических функций. Так, в раннем детстве восприятие, будучи доминирующей функцией сознания и имея аффективный характер, является ведущей психической функцией. Развитие нормативности в данном возрастном периоде имеет такую особенность, как связанность личности с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение определяется ею. Поскольку ребенок раннего возраста не привносит в наличную ситуацию знаний о других возможных вещах, его поведение обусловлено несколькими факторами: во-первых, возникновением единства между сенсорными и моторными функциями, появляющимися в начале раннего детства, во-вторых, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения. В результате формируется своеобразная система сознания, когда восприятие непосредственно связано с действием, что, в свою очередь, определяет поведение.

В дошкольном возрасте, как указывал Л.С. Выготский, доминирующей функцией становится память [1]. Именно в этот период происходит становление основных личностных механизмов и образований, формирование самосознания. Развитие нормативности в данном возрастном периоде зависит от особенностей тесно взаимосвязанных сфер – эмоциональной и мотивационной. Поскольку для данного периода характерна в целом спокойная эмоциональность, постольку динамика образных представлений более свободна и мягка по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Кроме того, в дошкольном возрасте происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане [2].

У ребенка появляется эмоциональный образ, отражающий как будущий результат, так и его оценку со стороны взрослых. Если ребенок предвидит результат, не отвечающий принятым нормам, ведущий к возможному неодобрению или наказанию со стороны значимого взрослого, то у него формируется тревожность. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им положительной высокой оценки со стороны значимых близких взрослых связано с позитивными эмоциями, дополнительно стимулирующими нормативное поведение. Важным личностным механизмом, формирующимся в данный период, является соподчинение мотивов: ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких [3]. Благодаря этому дошкольник начинает усваивать нормы, принятые в обществе. Он находится в ситуации необходимости соотносить свои поступки с социальными нормами, координировать свое поведение с данными нормами.

В младшем школьном возрасте доминирующей функцией становится мышление [1]. На развитие нормативности в данном возрастном периоде влияет изменение структуры социальных отношений: дифференциация системы «ребенок – взрослый» на «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Особенностью нормативности как черты личности учащегося в этом возрасте является то, что для младшего школьника учитель воплощает в себе требования общества, систему одинаковых эталонов, мер для оценки другого. Отношение «ребенок – учитель» выступает для школьника отношением «ребенок – общество» и начинает определять его отношение к родителям, к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель.

В подростковом возрасте развитие психических функций имеет следующие особенности: продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, операции, приобретенные в младшем школьном возрасте, становятся формально-логическими [3].
В данный период последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и Я-концепция [10]. Особенностью нормативности как личностной характеристики в данном возрасте является то, что, хотя подросток уже обобщает нормы и правила поведения в обществе, для полноценного осуществления нормативного поведения ему необходимо сформировать систему жизненных ценностей, которая позволит подростку дать настоящую оценку происходящим событиям. При этом стоит подчеркнуть, что именно общение со сверстником поможет подростку реализовать значимые, с его точки зрения, нормы, пережить многообразие человеческих отношений, получить и обобщить знание об их реальной ценности.

В юношеском возрасте доминирует не психическая составляющая развития, а психологическая, личностная. Исходя из этого, развитие нормативности связано с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей. При этом развитие нормативности происходит в процессе систематизации и обобщения собственных знаний о себе.  В процессе когнитивного развития ценностные представления приобретают абстрактную значимость и силу, формируется собственная иерархия ценностей, которой начинают подчиняться процессы принятия решений и поведения: с одной стороны –  сложные и противоречивые процессы переноса функции образца с родителей на референтную группу, с другой – сохранение системы ценностей, усвоенных в детстве, в группе «равных по положению». В этот период юноши и девушки признают большинство ценностей, характерных для их социального окружения, и на первый план выходит формирование личностной рефлексии. Отметим, что восхождение к зрелости в онтогенезе осуществляется (по А.В. Петровскому) как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает в эпоху детства (фаза адаптации), отрочества (фаза индивидуализации), юности (фаза интеграции) [9].

Описывая особенности проявления нормативности на последовательных этапах онтогенеза, невозможно обойтись без указания на те уровни проявления нормативности в подростковом возрасте, ориентация  на которые во многом определяет содержание развития нормативного поведения подростка.

На основе теоретического анализа результатов социально-психологических и психологических исследований особенностей развития психики ребенка и подростка
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), межличностных отношений (М.Ю. Кондратьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.), нормативности
(Э.Г. Липатов, Е.А. Лукашева, О.В. Лысун, А.К. Пащенко и др.)  были определены  уровни проявления нормативности в подростковом возрасте – это  когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Нормативность на когнитивном уровне включает в себя такие показатели, как восприятие и понимание нормативной ситуации, осознанный выбор действий и поступков при разрешении нормативной ситуации, а также осознание и понимание эмоциональных переживаний в нормативной ситуации.

Нормативность на эмоциональном уровне включает в себя такие   показатели, как неустойчивость поведения, непосредственные побуждения и эмоции как стимул действий, сензитивность. В целом данный уровень характеризует эмоциональное реагирование подростка на действия и поступки свои и других в нормативной ситуации.

Нормативность на поведенческом уровне включает в себя такие показатели, как самостоятельность, ответственность, общая активность, волевые усилия при решении нормативных задач и сознательное управление своими эмоциями. Данный уровень в отрочестве характеризует нормативность как способность личности подростка решать нормативную задачу посредством определенных действий.

Таким образом, проведенный нами анализ психологических, психолого-педагогических, социально-психологических исследований позволил конкретизировать понятие «нормативность» как характеристику личности, отражающую процесс освоения социальной нормы и выступающую при этом необходимым условием существования личности в онтогенезе. Подросток, у которого сформирована нормативность в поведении, способен понимать, воспринимать, эмоционально адекватно реагировать и решать нормативную задачу.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  2. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2010. № 3.
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999.
  4. Липатов Э.Г. Нормативность правовых явлений: Автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 1996.
  5. Лукашева Е.А. Права человека и правовое социальное государство. М., 2011.
  6. Лысун О.В. Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Хабаровск, 2006.
  7. Момов В.А. Человек, мораль, воспитание. Теоретико-методологические проблемы. М., 1975.
  8. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2010. № 3.
  9. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 1987.
  10. Эльконин Д.Б. Психология развития. М., 2001.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика