Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста 1083

Князева Е.С., Московский городской психолого-педагогический университет, психолог внебюджетной программы «Социально-педагогическая и художественная направленность»., Москва, Россия, Knyzeva_e_s@mail.ru

Аннотация

Познавательная рефлексия является необходимым условием продуктивности освоения детьми образовательных программ. Между тем предпосылки развития познавательной рефлексии, формирующиеся в дошкольном возрасте, остаются мало изученными. В статье рассматривается теоретическое и практическое значение исследования данного вопроса. Представлена разработка инструментария для выявления предпосылок познавательной рефлексии у дошкольников. Описан ход проведения экспериментального исследования с использованием разработанного инструментария, в результате которого были выявлены возрастные особенности и динамика развития рефлексивных способностей. Определена стратегия дальнейших научных разработок по вопросу рефлексивных возможностей детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В работах ряда авторов [1; 2; 6] отмечается, что трудности, возникающие у младших школьников, нередко обусловлены недостаточным  осознанием процесса выполнения деятельности. Так, в качестве важнейших причин трудностей первых лет обучения в школе выделяют  недостаточный уровень развития произвольной регуляции деятельности, анализа, внутреннего плана действий, ориентации на группу сверстников, рефлексивных возможностей. Поэтому уже в дошкольном детстве необходимо обращать внимание на  развитие у детей предпосылок познавательной рефлексии, что в дальнейшем позволит им более осознанно относиться к своей деятельности (в том числе и учебной). Однако до настоящего времени в современной психологической науке нет необходимых данных  для обеспечения становления и развития предпосылок познавательной рефлексии у дошкольников.

Литература
  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997.
  2. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия.  Киев, 1993.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  4. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности// Формирование учебной деятельности школьников.  М. , 1982.
  5. Кайдановская И.А. К вопросу об истоках рефлективных процессов //Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тезисы  докл. науч. конф. Новосибирск, 1986.
  6. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб, 2009. 
  7. Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тезисы  докл. науч. конф. Новосибирск, 1986.
  8. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3.  
  9. Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
  10. Цукерман Г.А.  Условия развития  рефлексии у шестилеток//Вопросы психологии. 1989.  № 2.
  11. Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе //Вопросы психологии. 1983.  № 4.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика