Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Карьерные представления старшеклассников и студентов во взаимосвязи с гендерными характеристиками 1730

Шевелёва А.М., кандидат психологических наук, Доцент кафедры организационной и прикладной психологии факультета педагогики и практической психологии Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, orangecat@rambler.ru

Аннотация

Описано исследование карьерных представлений старшеклассников и студентов во взаи-мосвязи с гендерными характеристиками. Выборка состояла из 36 учащихся XI классов и 40 студентов I курса вуза. Проверялась гипотеза о взаимосвязи карьерных представлений с гендерными характеристиками испытуемых и этапом их профессионального развития. Применены методики «Якоря карьеры» Э. Шейна, «Психологический пол» С. Бем, анкета «Идеалы профессиональной карьеры» А.М. Шевелевой. Статистический уровень значимо-сти результатов – 0,05. Выявлено, что, несмотря на то, что и школьники, и студенты иде-альную карьеру связывают с достижениями, достатком и социальным признанием, между выборками существуют различия. Школьники больше ориентированы на менеджмент и стабильность, студенты – на служение и профессиональную компетентность. У школьни-ков независимо от пола с повышением маскулинности усиливается значение ориентации «Вызов» и понижается значение идеала карьеры «Образ жизни». У девушек-студенток с повышением фемининности растет значение такого содержания идеальной карьеры, как «Обогащение опытом» и «Профессиональный путь», повышается значение карьерной ориентации «Автономия».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Интерес к явлению профессиональной карьеры в зарубежной психологии  имеет многолетние традиции,  в отечественной психологии он также в последнее время заметно возрос. Новейшие направления изучения профессиональной карьеры, по результатам  анализа статей журнала Национальной ассоциации развития карьеры США (The National Career Development Association) «The Career Development Quarterly» за 2006–2011 гг. [9], касаются карьерного развития представителей меньшинств (этнических, расовых, религиозных, сексуальных), лиц с ограниченными возможностями, студентов и учащихся на разных этапах обучения, в разных специальностях и при разных программах обучения, карьерного развития в детском возрасте, культурной специфики и культурной чувствительности существующих теорий карьерного развития, выхода карьерного развития за пределы профессиональной жизни и сочетания различных жизненных сфер, удовлетворенности работой и деструктивных карьерных представлений, влияния на карьеру межличностных отношений и семейного происхождения, смены или сочетания профессий и разных профессиональных идентичностей у субъекта карьеры. Не спадает интерес к особенностям карьерного поведения женщин и сочетанию гендерных и семейных ролей.
Литература
  1. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. Ростов н/Д, 2004.
  2. Маркин В.Н. Детерминанты формирования индивидуальной карьерной стратегии // Социальная психология и общество. 2011. № 4.
  3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2005.
  4. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб., 1999.
  5. Шевелёва А.М. Идеал профессиональной карьеры как представление о наилучшем пути профессионального развития // Профессиональные представления: теория и реальность / Под ред. Е.И. Рогова.  Ростов н/Д, 2008.
  6. Шевелёва А.М. Профессиональная карьера в организации // Организационная психология: Учебник для вузов / Под ред. Е.И. Рогова. Ростов н/Д, 2009.
  7. Schein E.H. Career Anchors (Discovering Your Real Values). San Francisco. 1990. URL: https://rapidbi.com/careeranchors/
  8. Schein E.H. Career anchors revisited: implications for career development in the 21st century // The Academy of Management Executive (1993–2005). Vol. 10. № 4. Careers in the 21st Century (Nov., 1996). URL: http://www.jstor.org/discover/10.2307/4165355?uid=3738936&uid=2&uid=4&sid=21101970543943
  9. The Career Development Quarterly. 2006–2011. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/journal/10.1002/(ISSN)2161-0045/issues
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика