Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 2. С. 301–311
ISSN: 2587-6139 (online)
Идентификация с образом «Я – спортсмен» как основа мотивации здорового образа жизни
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: мотивация, здоровье, психология спорта, физическое воспитание, Я-концепция, идентификация
Рубрика издания: Психология спорта
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кузнецов С.А. Идентификация с образом «Я – спортсмен» как основа мотивации здорового образа жизни [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 301–311. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n2/61390 (дата обращения: 29.03.2024)
Фрагмент статьи
В многочисленных прикладных психологических исследованиях, посвященных проблематике психологии спорта и здорового образа жизни, неоднократно предпринимались попытки оценить уровень так называемого общественного здоровья населения. Понятие «общественное здоровье» по своей сути многогранно, не имеет общепризнанной формализованной структуры и неоднозначно трактуется различными исследователями.
Полный текст
§ Цель физического воспитания – развитие и совершенствование психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья. Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.
§ Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека в целом как субъекта активной, социально-значимой деятельности (психические процессы, психологические качества, способности и т.д.) для решения широкого круга задач. Спорт направлен на специальную подготовку человека к довольно высоким психическим нагрузкам, а основные акценты ставятся на решении узкоспециализированных задач (достижение и выполнение определенных нормативов).
§ Практические занятия по физическому воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности. Спортивная же деятельность вовсе не обязательна для каждого человека. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди, которые являются профессиональными спортсменами, именно поэтому занятия спортом – приоритет весьма ограниченного количества людей.
§ Физическое воспитание – обязательная учебная дисциплина для каждого из общеобразовательных учреждений (детский сад, школа, специальное профессиональное учебное заведение, вуз). Спортивные организации – это добровольные общественные группы, объединяющие определенный круг людей, увлеченных едиными идеями, интересами и целями.
Теперь рассмотрим черты сходства между фитнесом и спортом, поскольку сама структура деятельности, направленная на занятия физическими упражнениями, объединяет как физическое воспитание, так и спорт.
§ В физическом воспитании и в спортивной деятельности целенаправленно организованы процессы развития и совершенствования психологических качеств, умений и навыков (саморегуляция, самоконтроль и т.п.). То же самое относится к психологическим процессам (двигательная память, мышление, воображение, внимание и т.д.) и к свойствам личности (характер, воля, способности, личностные установки, эмоции, мотивационная сфера).
§ Сходными представляются межличностные отношения между членами спортивных команд и групп, занимающихся физическим воспитанием, в плане общения, лидерства и средств обмена информацией.
§ Как в физическом воспитании, так и в спортивной деятельности связующими чертами являются схема построения занятий и планирование дальнейшей работы, рассчитанной на перспективу и долгосрочный период [4].
Далее, анализируя предметное поле психологии спорта и психологии физического воспитания и предельно обобщая их сходные и различные черты, следует подчеркнуть, что в данных видах деятельности цели существенно различаются. Так, основная цель в спорте – победа, т.е. цель предметная. В фитнесе основная цель – общее оздоровление, т.е. цель личностная. Однако средства достижения этих целей одни и те же – активное физическое развитие.
Возникает закономерный вопрос: что заставляет двигаться к этим целям? Или, другими словами: чем же различаются мотивация профессиональных спортсменов и мотивация людей, занимающихся фитнесом?
На наш взгляд, важную роль в формировании мотивации играет тот образ Я, который существует у субъектов этих видов деятельности. Причем, рассматривая структуру Я-концепции, важно анализировать все три ее основных составляющих (как совокупность установок на себя): реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я [1]. Именно такое рассмотрение открывает возможность более подробного анализа психологических механизмов, лежащих в основе мотивации спортивной деятельности и деятельности по занятию фитнесом.
Действительно, согласно основным положениям Я-концепции, потребность зарождается в диссонансе между Я-реальным и Я-идеальным, т.е. индивид стремится приблизиться к идеальному Я (хотя оно заведомо недостижимо). У человека огромное множество образов Я, и в этом множестве можно выделить образ «Я – спортсмен», который неразрывно связан с другими и имеет свои составляющие Я – реальное, идеальное, зеркальное. Между ними также есть диссонанс, выражающийся в постоянном сравнении, которое, в свою очередь, активизирует действие механизма идентификации, мотивирует человека на достижение желаемого состояния – некоего идеального образа. Другими словами, идентификация с образом «Я – спортсмен» может рассматриваться в качестве одного из ведущих механизмов формирования мотивации для людей, ориентированных на здоровый образ жизни. При этом структурные компоненты, составляющие целостный образ «Я – спортсмен» во многом определяются представлениями о здоровом образе жизни в целом.
Для изучения представлений о здоровом образе жизни нами была разработана анкета, состоящая из двух частей. Первая часть включает в себя шесть вопросов, три из них носят открытый характер и представляют собой неоконченные предложения, а в других трех пунктах испытуемому необходимо выбрать один из предлагаемых ответов и обосновать свой выбор. При обработке первой части анкеты использовался контент-анализ. Вторая часть анкеты состоит из двух пунктов. Первый пункт представляет собой сокращенный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича. Испытуемому предлагается список из 15 терминальных ценностей, которые необходимо проранжировать согласно их значимости для испытуемого. Во втором пункте указаны составляющие здорового образа жизни, которые также необходимо расставить по степени важности для здорового образа жизни. При обработке определялись средние показатели рангов отдельно для каждой группы испытуемых.В результате проведенного пилотного исследования представлений о здоровом образе жизни у профессиональных спортсменов и у людей, занимающихся фитнесом, в котором приняли участие 68 человек (37 женщин и 31 мужчина в возрасте от 18 до 37 лет, из которых 34 человека профессионально занимаются спортом и 34 человека регулярно занимаются фитнесом), было выявлено следующее. К числу признаков, характеризующих здоровый образ жизни, профессиональные спортсмены отнесли признаки: «постоянные занятия спортом», «отсутствие привычки к наркотикам», «отсутствие привычки к курению», «правильное питание», «отсутствие пристрастия к алкоголю» и др. Люди, занимающиеся фитнесом, среди основных признаков здорового образа жизни выделили признаки: «постоянные занятия спортом», «правильное питание», «положительное отношение к себе» и «гармония с собой».
Как видим, представления о здоровом образе жизни у спортсменов и у людей, занимающихся фитнесом, существенно различаются, причем именно для вторых эти представления связаны с самоотношением и гармоничным развитием собственного Я.В этой связи вполне логично предположить, что и структуры образа Я в целом и образа
«Я – спортсмен» в частности будут отличаться от тех же компонентов Я-концепции профессиональных спортсменов.
Однако представления о физическом здоровье, связанные с «постоянными занятиями спортом», являются ведущими и для профессиональных спортсменов, и для занимающихся фитнесом, именно поэтому идентификация с образом «Я – спортсмен» может рассматриваться в качестве механизма, лежащего в основе формирования мотивации здорового образа жизни.
Необходимо также отметить, что тематика психологии мотивации в спорте и мотивации здорового образа жизни подробно исследовалась за рубежом, в том числе и вопрос о восприятии себя в фитнесе и спорте. Однако исследований, где исследовалось бы влияние образа «Я – спортсмен» на мотивацию здорового образа жизни, проведено не было.
Таким образом, исследования данного механизма в содержательном и структурном аспектах смогут существенно расширить предметное поле психологии спорта и задать некий вектор теоретических и эмпирических исследований, связанных с изучением мотивации человека, стремящегося к поддержанию здорового образа жизни.
Литература
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М., 1986.
- Веракса А.Н., Горовая А.Е. Модели использования образов в спортивной психологии// Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 1.URL:http://www.psyedu.ru/jornal/2011/1/2415.phtml
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). М., 1983.
- Найговзина Н.Б., Филатов В.Б. Оценка уровня общественного здоровья населения// Советник бухгалтера в здравоохранении. 2008. Вып. 3.
- Пилоян Р.А., Фураев Г.П. Подготовка спортсменов с учетом особенностей их мотивации // Теория и практика физической культуры. 1988. № 3.
- Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2007.
- Сопов В.Ф., Непопалов В.Н., Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта. М., 2010.
- Худадов Н.А. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М., 1969.
- Corrigan T.F., Hardin M., Nichols J.S. Case studies in Athletic-Academic Integration: A closer look at schools that implement COIA’s best practices// Journal of Intercollegiate Sport. 2011. Vol. 4. Issue 1. June.
- Duda J.L., Reinboth M. The motivational climate, perceived ability, and athletes' psychological and physical well-being // The Sport Psychologist. 2004. Vol. 18. Issue 3. September.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4182
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 1357
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2