Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Функции аргументации при решении противоречивых ситуаций социального взаимодействия разновозрастными школьниками 1614

Морозова Т.В., аспирант факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, t.v.morozzova@gmail.com

Аннотация

В статье отражены результаты исследования функций аргументации в решении противоречивых ситуаций социального взаимодействия, в котором приняли участие младшие школьники (III – IV классы), учащиеся средней школы (V и VII классы) и старшей школы (X классы); всего 211 человек. Отправной точкой исследования являлся тезис о том, что напряжение, возникающее в противоречивой ситуации, не разрешается внешним образом, а требует от субъекта структурного анализа сложившегося положения вещей и принятия решения. Гипотезой исследования стало предположение о том, что аргумент, используемый субъектом в ситуации, может выполнять противоположные функции: реально изменять ситуацию либо формально устранять противоречие с целью снижения напряжения. Автор отмечает, что преодоление противоречия неизбежно связано с необходимостью прояснения правил взаимодействия между сторонами, а это в свою очередь представляет для субъекта определенные психологические риски (риск критики, неодобрения или наказания, риск потери вторичных выгод, которые дает неясная ситуация, и т. п.), затрудняющие продуктивное действие в противоречивой ситуации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Согласно идее Л.С. Выготского, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая»  [6, с. 355].  Осмысливая общий генетический закон культурного развития, Д.Б. Эльконин приходит к выводу о том, что «…человеческое сознание (психика) существует объективно вне нас… “душа” человеческая… не задана человеку изначально, а дана ему во внешней, чисто материальной форме» [6, с. 16].

Один из частных выводов из этих размышлений состоит в том, что характерные черты личности конкретного человека, которые мы можем зафиксировать в определенный момент времени, когда-то были внешними по отношению к этой личности; привычные паттерны самоотношения (отношения человека к самому себе) вначале реализовывались в отношении других людей к нему.

Литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:  Просвещение, 1968.  464 с.
  2. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. 2000. № 1. С.81–107.
  3. Веракса Н.Е. Понятия нормативной ситуации в психологии личности (структурно-диалектический подход) // Педагогический журнал Башкортостана. 2006.
    № 1(2). С.39–59.
  4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. /Общ. ред. С.Ф. Горбова
    и В.П. Зинченко.  М.: Прогресс, 1987.  336 с.
  5. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера//Л.С.  Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. С. 153–165.
  6. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  7. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка/ Пер. с фр. В. Большакова. М.: Академический Проект, 2006. 480 с.
  8. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.  240 с.
  9. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999.  429 с.
  10. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / Под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. М.: Когито-Центр, 2005. 496 с.
  11. Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу. М.: Республика, 1992.
    С. 13–108.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика