Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Обращения примитивно-развлекательного характера в работе психолога-консультанта Детского телефона доверия 2913

Геронимус И.А., психолог сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ, Москва, Россия, ivangeronimus@yandex.ru
Карниз Т.А., Психолог сектора Детского Телефона Доверия Центра Экстренной Психологической Помощи Московского городского психолого-педагогического университета , vita_karniz@mail.ru

Аннотация

Рассматриваются трудности, с которыми сталкивается психолог-консультант при работе на Детском телефоне доверия в случаях звонков-розыгрышей. К категории звонков-розыгрышей относятся обращения, в которых абонент либо предлагает психологу-консультанту обсудить вымышленную ситуацию, либо вообще не формулирует запроса. На основании эмпирического материала выделены основные разновидности звонков-розыгрышей: звонки-шутки, звонки-фантазии, навязчивые звонки, звонки-оскорбления, звонки-пранки, звонки сексуального характера, звонки-знакомства. Исследуются возможные виды мотивации абонентов детского и подросткового возрастов, развлекающихся по телефону: экспериментирование с новыми социальными ролями, выражение отрицательных эмоций, познавательная мотивация и др. Представлены принципы и стратегии работы психологов-консультантов Детского телефона доверия с этим типом обращений: в их основе лежат идеи культурно- исторической психологии и модель коммуникативных стилей В. Сатир.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одна из задач деятельности служб Телефонов доверия, требующая всестороннего анализа – это определение стратегии работы со звонками примитивно-развлекательного характера.

Особенностью категории звонков-розыгрышей является то, что абонент либо предлагает психологу-консультанту обсудить вымышленную ситуацию, либо вообще не формулирует запроса (провоцирует на агрессивную реакцию, нецензурно выражается, оскорбляет, использует консультанта в сексуальных целях, звонит в течение короткого промежутка с одной и той же репликой).

Литература
  1. Алексеевский М.Д. Телефонные розыгрыши как жанр детского фольклора // Детский фольклор и культура детства: Материалы научной конференции «XIII Виноградовские чтения» (31 июня – 4 июля 2003 г.)/ Ред.-сост. Е.В. Кулешов, М.Л. Лурье. СПб.: СПбГУКИ, 2006. С. 136–157.
  2. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: Мирос, 2002. 296 с.
  3. Геронимус И.А. Обращения примитивно-развлекательного характера в работе психолога-консультанта Детского телефона доверия // Социально-психологические проблемы исследования оценки безопасности в образовании: Сб. науч. статей/ Под ред.
    И.А. Баевой, В.В. Коврова. М.: Экон-информ, 2012. С. 306–320.
  4. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 43–55.
  5. Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С.13–25.
  6. Иванцов О.В., Галушина А.Д. Особенности работы с телефонными розыгрышами в практике телефонного консультирования // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистантных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы II международной научно- практической конференции, Москва, 21 – 22 февраля 2012 г. / Под ред. А.Б. Асмонтаса,
    В.Ю. Меновщикова. М.: МГППУ, 2012. С. 126–128.
  7. Карпицкая Д. Трубка мира. [Электронный ресурс] // Московский комсомолец. 2011, 30 сент. URL: http://www.mk.ru/social/article/2011/09/29/628190-trubka-mira.html (дата обращения: 19.07.2013).
  8. Колпакова Е.С. Контент-анализ понятия «социально-психологическая поддержка» // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2011. № 16. С. 454–456.
  9. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
  10. Лилиенталь И.Е. Соотношение психологической поддержки и психотерапии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 56. № 1. С. 188–190.
  11. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001. 494 с.
  12. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. М:. Независимая фирма «Класс». 2005. 336 с.
  13. Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения/ Под ред. А.К. Байбурина. Л.: Наука, 1985. С. 47–64.
  14. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992. 192 с.
  15. Соловейчик М. Розыгрыши и мистификации [Электронный ресурс]// Вестник РАТЭПП. 2005–2006. URL: http://www.ratepp.ru/publ/3-1-0-3 (дата обращения: 19.07.2013).
  16. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. М.: КомКнига, 2007. 254 с.
  17. Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования «Телефонов Доверия»: Учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / URL: http://ratepp.ru/publ/5-1-0-34/ (дата обращения: 12.11.2013)
  18. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая концепция
    Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты? // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. C. 108–118.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика