Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Функциональная интеграция когнитивных и личностных структур как предпосылка эффективной профессионализации старшеклассников * 1206

Кострикина И.С., кандидат психологических наук, Ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра исследования социальных компетенций и интеллекта Московского городского психолого-педагогического университета, costrikina.inna@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается взаимосвязь интеллектуальных и личностных свойств старшеклассников при выполнении ими проектной деятельности, а также значение этого фактора для прогнозирования успешности профессионализации как практического достижения в юношеский период возрастного развития. Представлено исследование, которое было проведено с участием 459 учащихся X классов из 19 школ СВАО Москвы. Сравнивались данные по группе учащихся, занимающихся проектной деятельностью, и группе учащихся, не вовлеченных в эту деятельность. Проектная деятельность старшеклассников определена как медиатор процессов профессионализации, интегрирующий личностные и интеллектуальные свойства. Выявлены целостные паттерны личностных и интеллектуальных свойств, характерные для вовлеченности в проектную деятельность. Подчеркнуто, что в практике школьной работы для обеспечения адекватной профессионализации старшеклассников необходима интегративная оценка психометрических показателей, академических и внеучебных достижений.

Ключевые слова: профессионализация, психология проектной деятельности, формы интеллекта, личностные факторы

Рубрика: Психология развития

Тип: научная статья

* Работа поддержана РГНФ, проект №12-06-00279а «Когнитивные предикторы эффективности высококвалифицированного труда, экономического поведения и социализации молодежи».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Приоритетными предпосылками будущих реальных практических успехови достижения экспертного уровня профессионального развития являются когнитивные структуры, эксплицирующиеся и измеряемые как способности, и общий уровень интеллектуального развития. Об этом свидетельствуют многие эмпирические исследования, выполненные в парадигме «эксперт – новичок» [9; 24; 25], а также исследования профессионального мышления [5; 12], интеллектуальных способностей и достижений в профессиональном уровне в практике сложной деятельности [4; 14; 18]. Период обучения в старших классах в этом плане характеризуется сензитивностью к формированию специфических функциональных паттернов свойств, которые будут обеспечивать эффективность в той или иной сфере деятельности в дальнейшем. В поддержку данного положения говорят достижения в области возрастной психологии, психологии труда [7; 8; 11; 15] (в контексте развития профессионального самоопределения), такие исследователи, как Э. Эриксон (в контексте развития идентичности) [23] и др. Обучение в старших классах общеобразовательной школы может воздействовать на формирование основ эффективной профессионализации через интенсификацию рефлексивности, способности выполнять регулируемую целями и задачами деятельность. В психологическом плане это может проявиться в виде интеграции способностей, индивидуальных свойств, личностных структур, а также в новообразованиях, представляющих собой целостные индивидуальные паттерны свойств.

Литература
  1. Бакингем М., Клифтон Д. Добейся максимума. М.: Альпина-Паблишерс, 2010. 238 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 328–348 .
  3. Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста [Электронный ресурс]// Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций. Вып. 3. М., 2005. URL: http://www.twirpx.com/file/293106/ (дата обращения: 29.05.2012).
  4. Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений// Интеллект и творчество/Под ред. А.Н. Воронина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. 267 с.
  5. Завалишина Д.Н. Практическое мышление. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 376 с.
  6. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. 112 с.
  7. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения молодежи. Ростов н/Д: Академия, 2006. 304 с.
  9. Кострикина И.С. Имплицитная обучаемость как условие реальных достижений в различных видах профессиональной деятельности //Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 66–75.
  10. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Евразия, 1998. 528 с.
  11. Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 987 с.
  12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308с.
  13. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект, творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. С. 85–103.
  14. Практический интеллект / Под общ. ред. Р. Стернберга. СПб.: Питер, 2002. 265 с.
  15. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учеб. пособие. М.: МГППИ, 1999. 97 с.
  16. Равен Дж.К., Равен Дж., Курт Дж. Х. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным шкалам. Раздел 1. Общая часть руководства. М.: Когито-Центр, 1997. 76 с.
  17. Рубцов В.В., Журавлев А.Л., Марголис А.А., Ушаков Д.В. Образование одаренных – государственная проблема // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 5–14.
  18. Стернберг Р. Отточите свой интеллект. Минск: Изд-во Попурри, 2000. 543 с.
  19. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.
  20. Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, в университете, на работе // Иностранная психология. 1999. № 11. С.19–27.
  21. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты: 2-е изд. СПб.: Речь, 2002. 48 с.
  22. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во ИП РАН, 2003. 260 с.
  23. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ИТД Летний сад, 2000. 416 с.
  24. Brown A., Brown J. Synthesising Research Findings on Workplace Learning: the Experience of the UK Teaching and Learning Research Programme in linking with other workplace learning researchers in Europe and Australia [Электронная версия] // European Conference on Educational Research, ECER 2006, September 13th – 15th, 2006, Geneva. URL: http://www.tlrp.org/proj/Workplace.html (дата обращения:19.072009).
  25. The Cambridge Handbook of Expertise and Expert Performance/ K.A. Ericsson, N. Charness, P.J. Feltovich, R.R. R.R.Hoffman (Eds.) N. Y.: Florida Univercity, 2006. 819 р.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика