Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу о нормативом поведении подростка в условиях школьного обучения 1171

Аннотация

Нормативное поведение подростка анализируется с использованием понятий «социальная норма» и «групповая норма». Уточняется и конкретизируется дефиниция понятия «социальная норма». Особенности нормативного поведения подростка рассматриваются на основе работ, выполненных в русле структурно-диалектического подхода. Приводится краткая социально-психологическая характеристика подросткового возраста. Предлагается ряд оснований, выступающих в качестве значимых для развития личности учащихся средних классов: изменение социальной ситуации; выделение трех образовательных пространств, в которых ученик реализует себя, – учение, межличностные отношения, отношения со значимым взрослым; особенности становления личности подростка. Формулируется вывод о влиянии включенности подростка в разнообразную общественную практику и групповую деятельность на успешное освоение им групповых норм в поведении.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В исследованиях прошлого века, посвященных проблеме поведения личности (А. Бандура, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Б.Ф. Скиннер, Р.М. Шамионов, В.А. Ядов и др.), нормативное поведение рассматривалось как противоположное ненормативному (отклоняющемуся, девиантному). В свою очередь, ведущей теорией, объясняющей ненормативное поведение человека в тот период, считалась биологизаторская теория (У. Пирс, Э. Ферри, У. Шелдон и др.), применяемая в таких научных областях, как антропология, психология, социология и др. В качестве ее базиса выступало понимание человека как развитого животного.

Литература
  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005. 655 с.
  2. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. Педагогический журнал. 2000. № 1. С. 81–107.
  3. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
  4. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. 301 с.
  5. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 335 с.
  6. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
  7. Корзинкина Н.А. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой: Дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 25 с.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  9. Липатов Э.Г. Нормативность правовых явлений: Автореф. дис. … канд. юр. наук. Саратов, 1996. 26 с.
  10. Лукашева Е.А. Права человека и правовое социальное государство в России. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 400 с.
  11. Лысун О.В. Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Хабаровск, 2006. 23 с.
  12. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 78–85.
  13. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1987. 126 с.
  14. Ульянова В.П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 22 с.
  15. Шевчук В.Д. Поведение человека // Юриспруденция. 2010. № 4. С. 79–86.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика