Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социокультурные детерминанты ориентации подростков на субкультуры 1038

Литвинова А.В., кандидат психологических наук, заведующий лабораторией социологических и социально-психологических мониторинговых исследований, Межведомственный ресурсный центр мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, annaviktorovna@mail.ru

Аннотация

Анализируются результаты изучения влияния социокультурных детерминант на становление молодежных субкультур. Приобщение к субкультуре понимается как один из этапов индивидуализации и становления молодого человека в качестве члена общества. В описываемом исследовании проверялось предположение о том, что ориентация подростков на субкультуру и доминирующую культуру обусловлена разными социокультурными детерминантами (общество, малая группа и личность). Участвовали 304 старших школьника, средний возраст которых – 15,2 лет. На основе применения комплекса диагностических методик и факторного анализа раскрыты социокультурные детерминанты, определяющие ориентацию подростков на доминирующую культуру и субкультуру геймеров. Внимание специалистов обращается на то, что учет специфики выявленных социокультурных детерминант позволит сделать более эффективными программы профилактической и коррекционной работы, которые направлены на формирование у подростков способов конструктивного межкультурного взаимодействия, ориентированных на разные уровни организации культуры.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Каждое общество имеет некоторую совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которые принимаются большинством людей, – они и представляют собой доминирующую культуру. В то же время общество включает в себя группы людей, которые отличаются собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой, свойственными той или иной субкультуре. Субкультуры являются динамичными элементами структуры культуры и развиваются в противоречивых, напряженных и сложных отношениях с доминирующей культурой [1; 5; 6; 8; 12].

Литература
  1. Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1(9). – С. 39-49.
  2. Аниканова А.А. Психологические факторы изменения социальных установок молодежи в социальных движениях: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 193 с.
  3. Варфоломеева Е.А. Субкультура и миграция // Вестн. Костромского гос. ун-та им.
    Н. А. Некрасова. 2007. Т. 13. С. 192–195.
  4. Воронина С.А. Роль прессы в трансформативном воздействии молодежных субкультур на массовую культуру современного российского общества: Дис. … канд. социол. наук. Барнаул, 2002. 186 с.
  5. Гогуева М.М. Специфика и негативное влияние субкультуры на развитие личности подростка // Вестн. Томского гос. ун-та. 2010. Вып. 5 (95). С. 153–159.
  6. Карпиленя С.С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества: Автореф. дис. … канд. социол. наук. Ростов-н/Д, 2009. 34 с.
  7. Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lib/subkult.htm (дата обращения: 16.10.2013).
  8. Петраш Е. А. Субкультура молодежных объединений: вызов современности или поиск смыслов // Вестн. Псковского гос. пед. ун-та. Сер. Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2008. № 5 . С. 134–144.
  9. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков и ресурсы его повышения: опыт международного исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 2. С. 9—20.
  10. Реан А.А. Подростковая субкультура – зона потенциальных рисков // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. C. 5–10.
  11. Топилина Е.С. Особенности и специфика молодежных субкультур в России пореформенного периода XX–XXI вв.: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 2008. 22 с.
  12. Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю. Теоретические и практические вопросы межкультурной коммуникации: современные тенденции [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2010. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/ (дата обращения: 16.10.2013).
  13. Шабанов Л.В. Молодежная субкультура: социально-философский анализ: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. Томск, 2007. 49 с.
  14. Шабельников В.К. Функциональная психология. М.: Академический проект, 2004. 592 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика